Группы психологической поддержки

В последние годы наметился рост заинтересованности родителей в помощи практического психолога. Многочисленную группу составляют запросы родителей, связанных с различными трудностями воспитания детей дошкольного возраста (трудности в освоении новых социальных ролей, несформированность системы позитивных межличностных отношений со сверстниками и взрослыми). У многих детей занижена самооценка, высокий уровень тревожности, эмоциональная неустойчивость, агрессивность. Большая часть этих запросов обоснована и имеет в своей основе психологические причины. Для таких детей необходима коррекционная работа.

Группы психологической поддержки посещают дети дошкольного и младшего школьного возраста, имеющие трудности в поведении, в общении и взаимодействии со сверстниками, трудности адаптации в новой обстановке. Количественный состав групп 2-8 детей. Возможна и индивидуальная работа с ребенком. Занятия проводятся один раз в неделю по следующим направлениям:

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

В программе:

  • рассказывание сказок;
  • сказочная куклотерапия;
  • сказочный имидж-терапия;
  • сказочное рисование;
  • медитация на сказку;
  • постановка (разыгрывание сказок).


Арт-терапия – это форма психотерапии, в основе которой лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Психолог не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей. Занятия проходят в рамках психоаналитического направления, используются приемы игровой и песочной терапии. Ребенку предлагается свободный выбор творческого материала (краски, мелки, цветные карандаши, пластилин, глина, клей) и вида деятельности.

В программе:

  • техника направленного воображения в сочетании с изодеятельностью и музыкой;
  • техника «Мандалатерапия»;
  • техника «Монотипия»;
  • работа в парах;
  • арт-терапия движением и танцем;
  • изобразительная работа в сочетании с драмой;
  • работа с гримом.

 

Музыкотерапия – это метод психотерапии, в основе которого лежит музыкальное творчество. Целью занятий является гармонизация личности и личностная интеграция; эмоциональное, когнитивное и социальное развитие. Занятия по музыкотерапии помогут детям расслабиться, установить эмоциональное равновесие, раскрыть свои чувства и выразить себя вербальными и невербальными способами; дети смогут справиться с имеющимися психологическими проблемами, станут лучше понимать себя и окружающих, у них повысится самооценка и уверенность в своих возможностях.

В программе:

  • работа с репродукциями картин;
  • арт-терапия движением и танцем;
  • импровизация на музыкальных инструментах;
  • техника «Музыкальная тишина».

 

Песочная терапия – Метод sandplay (дословно - песочная игра) представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.

Песок - необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Так мы можем создавать ландшафты или трехмерные структуры всех видов. Можно сказать, что ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.

В программе:

  • сказкотерапевтическая песочная терапия;
  • дедактические сказки на песке;
  • техника «Песочные картины»;
  • консультирование с использованием песочницы в контексте сказкотерапии.

 

Игровая терапия – наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Это психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки. Занятия проходят в специально оборудованной игровой комнате: индивидуально и в группах. Игрушки подбираются специально для терапии: кукольные домики, различные куклы, машинки, маски, кукольный театр, стол для игры с водой и песком, игрушечные животные, конструкторы и т.д. Игра ребенка происходит под наблюдением и ненавязчивом участии терапевта-психолога, который в процессе игры выявляет проблемы ребенка и их причины и помогает ему справиться с ними. Психолог зачастую привлекает к игре родителей ребенка, если необходимо научить родителей играть с ним или улучшить их взаимодействие.

В программе:

  • игровая терапия, центрированная на ребенке;
  • участие родителей в игровой терапии;
  • родительская терапия: тренинг детско-родительских отношений с использованием навыков игровой терапии.

 

Сенсорная терапия – это метод реабилитации и коррекции психоэмоциональной сферы детей. Это место, где оживают чувства и побуждают личность ребенка к развитию. Это среда, специально созданная для стимуляции органов зрения, слуха, осязания, обоняния и вестибулярного аппарата. Такая стимуляция активизирует сенсорные функции ребенка и положительно сказывается на психическом развитии личности. Сеансы в сенсорной комнате предотвращают сенсорное голодание, стимулируют развитие предметной деятельности, формируют навыки сосредоточенного внимания и зрительного восприятия, способствуют развитию речи. Волшебный мир сенсорной комнаты не оставит равнодушным того, кто хоть раз побывал в ней. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для людей.



Темная сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок – да и взрослый – сам становится героем сказки. Мягкое сбалансированное воздействие на органы чувств, на вестибулярный аппарат и центральную нервную систему снимает нервное возбуждение и стресс, формирует ощущение покоя и умиротворения.

В сенсорной комнате используются методики свето-, звуко-, цвето-, ароматерапии. Каждая методика основывается на научных исследованиях и имеет определенные воздействия на личность ребенка. Например, свет и цвет влияют на настроение и общее состояние человека. Наша сенсорная комната представляет собой помещение, оборудованное по индивидуальному проекту, где каждый посетитель прибывает в безопасной и комфортной обстановке.

В программе:

  • коррекционные упражнения;
  • релаксационные упражнения;
  • когнитивные упражнения.

 

 

© 2012-2016 МБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» города Чебоксары» | © Гуляев Сергей

Наш адрес: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Эльгера, дом 3 | Тел./факс: +7 (8352) 40-06-14, 40-05-72 | На карте

Наш электронный адрес: center.razvitie@mail.ru | Вы также можете написать нам с сайта |