Мой ребенок не любит читать. Что делать?

Практика показывает, что из пяти родителей младших, пришедших на консультацию, четыре обязательно рано или поздно вздыхают: «Ох! А еще он совершенно не любит читать. Никак не заставить!». Это происходит, зачастую, даже если изначальная причина обращения к психологу была совершенно иной.

Подобная проблема беспокоит многих современных родителей, но, что удивительно, не все психологи с ними согласны. Встречается и такое мнение: мол «дети читают не меньше, а просто другие произведения» (комиксы, журналы, энциклопедии). Но, к сожалению, многие современные дети не утруждают себя даже прочтением вывесок, программы телепередач, и надписей на обложках дисков с компьютерной игрой. Да, вот они признаки прогресса и враги печатной продукции. И это не совсем шутка: книга приносит радость, удовольствие, не дает скучать. Опыт и знания – все-таки вторичны, только из-за них вряд ли кто-то проникся горячей любовью к чтению. Но ведь то же самое – радость, удовольствие, интерес – дают компьютерные игры и телевизор. И гораздо проще, ярче, наглядней, без усилий. А еще они время занимают. И читать становится просто некогда. А сами взрослые? Спросите себя, родители, чем вы занимаетесь, когда появляется время? Читаете? А еще, очень может быть, мама смотрит сериал, а папа играет в компьютерную игру. И в Интернет бываете, безусловно. Детям в любом случае придется школьную программу одолеть, но принуждение никогда не способствовало зарождению интереса. Поэтому, если ваш ребенок не полюбил читать независимо от школы,  вряд ли он проникнется, выполняя домашние задания.

У родителей, которые сами читать не любят и смысла в чтении особого не видят, вряд ли вырастет ребенок-читатель. Но и восклицать: «В твоем возрасте меня от книг не оторвать было!» - бесполезно. Сравнение некорректно, у вас ведь не было компьютера. Но, если несмотря ни на что вы хотите, чтоб в этом переполненном информацией мире ваш ребенок искал и находил время ля общения с книгой, то можно попытаться ему в этом помочь.

 

Что может сделать родитель, мечтающий, чтоб его ребенок полюбил читать:

  • Читайте ребенку вслух. Сначала – короткие стишки из большой книги с яркими картинками, знакомыми словами и изображениями (Барто очень подойдет, например), затем маленькие сказки из большой книги с яркими картинками (Курочка-Ряба), потом истории с продолжением из большой книги с яркими картинками(Вини-Пух). Почему везде «большая книга с яркими картинками»? Книга должна вызывать интерес сама по себе, вне зависимости от содержания.
  • Читайте то, что интересно ребенку и не дольше, чем у него сохраняется интерес. Существуют списки литературы, рекомендованных для чтения детям, составленные педагогами или пользователями интернета – не важно. Нельзя сказать, что списки бесполезны, но одно можно точно сказать, далеко не все в этих списках нравится детям или предназначено для детей. И уж точно не факт, что вашему ребенку все эти книги понравятся. Это касается не только малышей. Вам конечно хотелось бы привить вкус к хорошей литературе, но пусть лучше ребенок С УДОВОЛЬСТВИЕМ читает что-то из серии «ужастики», чем водит глазами вокруг «Записок охотника»
  • Просите ребенка вам помочь что-нибудь прочесть: вывески, заголовки в журналах, рецепт во время совместной готовки и т.п.  Главное, чтобы это не выглядело нарочито и не превращалось в проверку знаний.
  • Говорите с ребенком о книгах. Обсуждайте, сравнивайте, ищите параллели в окружающем мире. Это касается не только книг. Разговаривать можно о фильмах, сериалах (даже таких как «Winx» и Человек-Паук) или просто о жизни (в ней тоже полно сюжетов). Научите ребенка следить за сюжетом, размышлять, выделять главное.
  • Творите книжную вселенную. Поощряйте ребенка рисовать картинки к книгам (может даже что-то типа комикса получится сделать), лепить героев из пластилина. Можно разыграть сценку из книги. Можно сделать в фотошопе постеры и плакаты по книге (а лица сделать родных и друзей).
  • Попробуйте научить предугадывать, как будут развиваться события книги. Прежде, чем начать чтение книги, посмотрите на ее обложку и спросите у ребенка, о чем может быть эта история. Остановитесь на самом интересном месте и снова попробуйте угадать. После того, как вы закончите историю или главу, обсудите, насколько вы оба оказались правы/неправы относительно будущих событий. Вообще, приобретите привычку в книгах с продолжением останавливаться на самом интересном месте.
  • Если несмотря на все усилия ребенок никак не может научиться читать, складывать буквы в слоги и слова не ждите, что «в школу пойдет, там и научат». Сензитивный период – период наиболее благоприятный для обучения чтению – 5-7 лет. Если у вашего ребенка значительные трудности с обучением чтению, обязательно посоветуйтесь с логопедом. Возможно причина  – дислексия. В этом случае вам и вашему ребенку понадобится помощь, и чем раньше вы обратите внимание на проблему, тем лучше. Иногда в подобных случаях даже имеет смысл отложить начало обучения на год.
  • Если ваш ребенок научился хорошо читать, не почивайте на лаврах. Читайте ему, читайте с ним, слушайте его чтение. Не жалейте времени, не теряйте интерес и воздастся. Вам и вашему ребенку. Приятного чтения.

 

И еще одна рекомендация: прежде чем начать "усиленно прививать" любовь к чтению своему ребенку прочтите на досуге книгу Даниэля Пеннака "Как роман".

 

Рекомендации подготовила педагог-психолог Лакотош Е.Н.

 

© 2012-2016 МБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» города Чебоксары» | © Гуляев Сергей

Наш адрес: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Эльгера, дом 3 | Тел./факс: +7 (8352) 40-06-14, 40-05-72 | На карте

Наш электронный адрес: center.razvitie@mail.ru | Вы также можете написать нам с сайта |