Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка

Очень часто мамы обеспокоены тем, что их ребенок плохо говорит, или что их ребенок не выговаривает букву «Р» в 4 года и всегда родители торопятся дать малышу как можно больше и научить его как можно раньше хорошо говорить. Но мало кто задумывается над тем почему ребенок плохо говорит. Многие родители не видят самого элементарного недостатка у ребеночка, а хотят очень много. Когда ребенок сам не одевается, сам не ест и сам не убирает за собой игрушки, родителей это не беспокоит, они считают что он еще этому научится, «он же еще маленький». Но, уважаемые родители, все относительно просто, если ребенок сам не может застегнуть пуговицы или зашнуровать ботинки – это не потому что он сейчас этого делать не хочет, а просто потому что у него плохо развита моторика. Очень важно развивать сначала моторику. И развивать ее нужно постепенно: сначала общую моторику, а потом мелкую моторику рук.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети…. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном речевом развитии, особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.   Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Всем мамам хорошо известно что младенец оживляется, кода видит мать или близкого ему человека, яркую игрушку, выражая свою радость движениями ручек и ножек, а также гулением («воркованием»).  Нельзя упускать момент, когда вы, родители, можете быть рядом с ребеночком, видеть его глазки и тем самым общаться с ним. Уже на первых месяцах жизни у малыша возникает потребность в общении со взрослым. Он ищет его взглядом, улыбается, произносит звуки. Чем больше мы общаемся с ребенком, тем быстрее он начнет говорить. Малышу необходимо давать вволю пощупать, потрогать, постучать, понюхать, посмотреть, попробовать на «вкус».

Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира.

В результате к году ребенок накопит пассивный словарь, — слова, которые он не может еще говорить сам, но понимает, когда их  произносят окружающие. Поэтому задача взрослых – как можно больше говорить, озвучивая и называя маленькому человеку предметы, которые находятся вокруг него, и происходящие действия.

Но и хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша могут быть также игры с пальчиками.

 

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

Информацию подготовила учитель-логопед МБОУ «Центр «Развитие» Денисова Н.Н.

 

© 2012-2016 МБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» города Чебоксары» | © Гуляев Сергей

Наш адрес: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Эльгера, дом 3 | Тел./факс: +7 (8352) 40-06-14, 40-05-72 | На карте

Наш электронный адрес: center.razvitie@mail.ru | Вы также можете написать нам с сайта |