Положение о службе практической психологии в системе образования Чувашской републики

Утверждено Приказом № 735 от 12.10.2004

Министерства образования и молодежной политики

Чувашской Республики

 

ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Служба практической психологии в системе образования Чувашской Республики (далее – Служба) является частью системы образования Чувашской Республики.

1.2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-Центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), подразделения с психологической направленностью Чувашского республиканского института образования, центры органов управления образованием, методические кабинеты и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса, специалисты, занимающиеся управлением и обеспечением деятельности первичных служб практической психологии образования на муниципальном и областном уровне.

1.3. Служба работает в тесном контакте с Чувашским филиалом Российского психологического общества, Чувашским государственным педагогическим университетом им. И. Я. Яковлева, Чувашским государственным университетом им. И. Н. Ульянова и другими вузами республики, комиссиями по делам несовершеннолетних городских и районных администраций, учреждениями здравоохранения, социальной реабилитации, органами внутренних дел и прокуратуры, органами опеки и попечительства, службой занятости населения.

1.4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями Министерства Образования ЧР, соответствующих органов управления образования ЧР, Положением о службе практической психологии в системе Министерства Образования РФ, настоящим Положением.

  1. Деятельность Службы и отдельных её подразделений финансируется за счет бюджета образования республики, муниципалитета, за счёт целевых выплат на создание и деятельность Службы, а также внебюджетных средств (дополнительных платных услуг образовательных учреждений и спонсорства).

 

II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

 

2.1. Целями Службы являются:

· Содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальнойситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;

· Содействие в приобретении учащимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

· Оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

· Содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании обучающихся, воспитанников, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

2.2. Задачи Службы:

· Психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

· Содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

· Формирование у учащихся способности к самоопределению и саморазвитию;

· Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии учащихся, воспитанников;

· Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

· Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

· Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;

· Содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

· Содействие и обеспечение деятельности педагогических работников научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

2.3. Основные направления деятельности Службы:

· психологическое просвещение, формирование психологической культуры;

· психологическая профилактика;

· психологическая диагностика;

· психологическая экспертиза;

· психологическая коррекция и развитие;

· психологическое консультирование.

 

III. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

 

3.1. Структура Службы предусматривает двойное подчинение: поадминистративной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется специалистами соответствующих отделов Министерства образования ЧР, руководителями органов управления образованием муниципального уровня, руководителями образовательных учреждений. Профессиональное управление осуществляется через сеть ППМС-Центров или методических кабинетов, а также ПМПК – республиканского и муниципального уровня. Структура Службы включает также Координационный (профессиональный) совет при Минобразования Чувашской Республики, кафедру психологии и педагогики, кабинет психолого-педагогической коррекции и реабилитации Чувашского республиканского института образования.

3.2. Центральным органом управления психологической службы в ЧР является отдел Министерства образования, где назначеныспециалисты: ответственный за деятельность психологической Службы в целом и ответственный за деятельность ПМПК.

На уровне МО ЧР осуществляются следующие функции:

– формирование и осуществление республиканской политики в области развития и функционирования психологической службы системы образования, основываясь при этом на программных документах федерального уровня, а также на предложениях Координационного Совета ЧР;

– формирование республиканского бюджета и порядка финансирования психологической службы;

– распределение поступающих в МО ЧР дополнительных денежных средств на развитие психологической службы из госбюджета, от фондов, спонсоров и частных лиц, контроль эффективности их использования;

– разработка и утверждение нормативных документов, необходимых для регулирования деятельности Службы на территории ЧР (в дополнение к утвержденным документам федерального уровня);

– организация и контроль системы подготовки, повышения квалификации и аттестации кадров для психологической службы образования;

– организация и проведение лицензирования в системе психологической службы образования;

– установление взаимодействия психологов системы образования со специалистами других ведомств – Министерства здравоохранения, Министерства социальной политики, Министерства культуры, Министерства внутренних дел ЧР;

– осуществление координации межрегиональных связей психологической службы ЧР с другими российскими регионами.

3.3. При Министерстве образования ЧР создается Координационный совет (в перспективе функционирующее как региональное отделение федерального Координационного совета). Главной его задачей является координация деятельности психологической службы городов и районов Чувашской республики. Координационный совет ЧР выполняет следующие функции:

– анализ текущего состояния, постановка актуальных задач, выработка рекомендаций по совершенствованию деятельности Службы;

– разработка предложений при составлении программы развития Службы на очередной период с учётом федеральной программы, а также региональных условий;

– составление и организация обсуждения проектов нормативных документов, регулирующих деятельность Службы республики и отдельных её подструктур;

– выступление с инициативой о проведении конференций, семинаров по обмену опытом работы Службы;

– организация проведения профессиональных конкурсов – «Психолог года», на лучший кабинет психолога и др.;

– участие в распределении дополнительных денежных средств,поступающих на развитие Службы, и контроле за их использованием.

В Координационный совет входят в качестве постоянных членов представители МО ЧР, руководители городских и районных Служб,руководители ПМПК, представители кафедры психологии и педагогики ЧРИО, и в качестве приглашенных – представители заинтересованных министерств, учреждений и организаций республики.

3.4. Чувашский республиканский институт образования (далее –ЧРИО), имея в своём составе кафедры, кабинеты, лаборатории, используя научный потенциал ведущих специалистов вузов республики, реализует следующие функции:

– осуществляет деятельность по повышению квалификации педагогических и руководящих работников в области психологии;

– разрабатывает и реализует систему повышения квалификации психологических кадров в соответствии с достижениями психологической науки и с учётом квалификационной категории специалистов;

– анализирует, обобщает прогрессивный опыт работы служб практической психологии образования, способствует его распространению;

– участвует в осуществлении психологической экспертизы учебных программ, дидактических материалов, проектов, деятельности образовательных учреждений;

– готовит к изданию методические руководства, пособия для психологов образования и педагогов различных специальностей;

– разрабатывает и реализует систему профессиональной переподготовки по специальности «Психология»;

– осуществляет аттестацию психологов и преподавателей психологии на высшую квалификационную категорию;

– участвует в организации и проведении конференций, семинаров, «круглых столов» на актуальные темы системы образования;

– осуществляет организацию и участие в исследовательских программах и проектах республиканского уровня, научно-методической и экспериментальной работе;

– осуществляет методическое консультирование специалистов психологических центров и служб.

3.5. Городские и районные органы управления образованием через ответственных лиц на своем уровне обеспечивают административное управление психологической службой и её финансирование. По разрешению МО ЧР могут проводить аттестацию психологов, работающих в системе образования, согласно действующему Типовому положению об аттестации педагогических кадров. Через директора образовательного учреждения обеспечивают деятельность психологической службы определённого учреждения.

3.6. Директора образовательных учреждений осуществляют административное управление деятельностью психологической службы конкретного учреждения, её финансирование и материально-техническое оснащение в соответствии с нормативными документами Службы.

3.7. Республиканский Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации (далее – РЦППКР) является подструктурой Службы на республиканском уровне и осуществляет следующие направления деятельности:

– оказывает методическую помощь образовательным учреждениям, занимающимся диагностикой, коррекцией и реабилитацией детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;

– консультирует психологов, педагогов по вопросам обучения,воспитания, диагностики, коррекции, социальной реабилитации детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;

– организует постоянно действующие семинары и стажировки для педагогов-психологов, учителей-дефектологов образовательных учреждений; осуществляет разработку методических рекомендаций и программ дополнительного образования и внеклассной коррекционно-развивающей работы и содействие специалистам по внедрению методических разработок в практику;

– осуществляет профессиональную линию руководства иэкспертизу деятельности районных, городских и школьных психолого-медико-педагогических комиссий (консилиумов);

– оказывает индивидуально-ориентированную педагогическую, психологическую, социальную, правовую и медицинскую помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении, развитии и социальной адаптации;

– осуществляет установление прав ребенка на специальное образование и определение типа учебно-воспитательного учреждения и условий воспитания, оптимальных для данного ребенка;

– осуществляет организацию коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения детей для углубленной диагностики, пробного обучения или подготовки к обучению и других форм социальной реабилитации.

Для качественного выполнения указанных функций РЦППКР взаимодействует с ведущими специалистами Института коррекционной педагогики Российской академии образования, кабинета психолого-педагогической коррекции и реабилитации ЧРИО, соответствующих кафедр вузов республики.

3.8. В городах (или микрорайонах городов) и районах республики с учетом реальных потребностей города (района) и обеспеченности специалистами соответствующей квалификации создаются Центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-Центры) или методические кабинеты, консультационные центры,представляя Службу на муниципальном уровне.

Службы муниципального уровня ведут методическую работу с психологами образовательных учреждений, организуют их деятельность по профессиональной линии, содействуют обмену опытом между психологами, имеют образцы оснащения рабочих мест психологов образовательных учреждений необходимыми материалами для проведения диагностической, развивающей, коррекционной и других видов работ, консультируют по различным психолого-педагогическим вопросам администрацию учебно-воспитательных учреждений, обеспечивают проведение различных форм психологической работы с педагогами, ведут работу по психолого-педагогическому просвещению участников образовательного процесса.

Кроме перечисленных функций ППМС-Центры оказывают:

– индивидуально-ориентированную педагогическую, психологическую, социальную, медицинскую и юридическую помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении, развитии, социальной адаптации;

– консультативную помощь детям, родителям (законным представителям) и педагогическим работникам образовательных учреждений по различным вопросам;

– помощь другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

ППМС-Центр создается из расчета 1 учреждение на 5 тыс. детей, проживающих в городе (районе), но не менее одного на город (район).

– При ППМС-Центрах или, в отсутствие таковых, при методических кабинетах, консультационных центрах и т.п. Создаются методические объединения (МО) педагогов-психологов. Содержанием работы МО является участие в подготовке координационных планов и программ психологического сопровождения в образовании, в определении тактики и стратегии развития системы образования на муниципальном уровне;

– организация взаимодействия специалистов;

– организация обмена опытом между специалистами;

-  содействие профессиональному росту практических психологов.

 

IV. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКАКАДРОВ

4.1. Научно-методическое обеспечение Службы ведется научными коллективами, отдельными специалистами по заказам Министерства образования Чувашской Республики, городских и районных отделов управления образованием. При этом оно ориентировано как на выполнение актуальных запросов Службы, так и на её перспективу.

4.2. Подготовка специалистов Службы ведется в соответствии с образовательным стандартом профессии и квалификационными требованиями к разным специализациям: педагог-психолог, медицинский психолог и др. Квалификационные стандарты и требования утверждаются экспертными структурами Министерства образования России.

 

 

© 2012-2016 МБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» города Чебоксары» | © Гуляев Сергей

Наш адрес: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Эльгера, дом 3 | Тел./факс: +7 (8352) 40-06-14, 40-05-72 | На карте

Наш электронный адрес: center.razvitie@mail.ru | Вы также можете написать нам с сайта |