Школьная служба примирения

Конфликт – это противостояние мнений, мотивов и сил. Поскольку каждый человек имеет свое мнение, то их столкновение неизбежно. Как говориться: «если у вас нет конфликтов – проверьте свой пульс». Поэтому конфликты были, есть и будут. Но разрешают их люди по-разному. Наиболее острые конфликты, которые уже не только затрагивают личность человека, но и нормы общества, являются правонарушениями. Грань между обычным и криминальным конфликтом зачастую достаточно формальная и определяется, например тем, было ли подано заявление в милицию, было ли обращение в травмпункт или человек лечился дома,  и т.д. 

Итак, произошел конфликт. Что нам делать с нарушителем?      

Школа, безусловно, постарается решить проблемы на месте, с привлечением всех сторон конфликта. Используя при необходимости свою власть и авторитет, представители школы делают все возможное для того, чтобы сгладить последствия инцидента и предотвратить его повторение. К сожалению, этого не всегда бывает достаточно. Следует учесть, что без активной позиции сторон конфликта и их собственного желания разрешить ситуацию,  «за них» это сделать невозможно.

Создание Службы примирения как раз и позволяет создать в школе систему эффективного реагирования и помощи в разрешении конфликтных ситуаций. Создание Школьных служб примирения – это одна из форм восстановительного правосудия. Этот подход зародился на Западе, но в настоящее время в нескольких городах России идет его внедрение. В нашей республике этот процесс начался в прошлом учебном году. В Московском районе 6 школ разрабатывают и внедряют свою систему работы Школьной службы примирения.

Медиация как основной метод школьной службы примирения, представляет собой возможность задействовать в разрешении конфликта самих его участников, дать им возможность принять ответственное и устраивающее обе стороны решение. Медиация – форма посредничества в конфликте, в котором независимая третья сторона руководит общением и переговорами, выступая за добровольное принятие решений участниками спора. При этом подчеркивается, что найденное решение спора или конфликта, должно адекватно учитывающее интересы сторон и в определённой степени удовлетворять обе противостоящие стороны

 

Итак, принципы разрешения конфликтной ситуации в восстановительном подходе:

  1. Поддержка нужд и интересов жертвы
  2. Принятие  нарушителем ответственности по отношению к этим нуждам жертвы
  3. Работа с чувствами жертвы и нарушителя
  4. Диалоговые формы и активная позиция сторон при разрешении конфликта.
  5. Вовлечение сообщества в разрешение ситуации.

Эти принципы помогают участникам ситуации перейти от ролей (обидчика и жертвы) к человеческим отношениям.

 

Конечной целью процесса является программа примирения жертвы и правонарушителя. Организационно программа состоит из трех этапов:

  1. Предварительные встречи с каждой из сторон конфликта (а при необходимости и с их родителями)
  2. Примирительная встреча
  3. Последующая работа по ресоциализации и реабилитации участников (если требуется).

 

Проводит программу ведущий, который  и реализует принципы восстановительного  правосудия. Будучи нейтральным (то есть, не  играя роль адвоката, прокурора, судьи или советчика), он встречается  со сторонами. 

Программы восстановительного правосудия имеют свои ограничения  и могут проводиться только если:

  1. Стороны конфликта известны и признают свое участие в конфликте (но могут не признавать свою неправоту);
  2. Стороны добровольно согласились принимать участие в программе;
  3. Стороны способны отвечать за  свои действия.

Участники программы в любой момент могут отказаться от продолжения примирительной процедуры.

 

Немаловажно так же и то, что значительный процент конфликтных ситуаций в школе происходит между самими учениками (согласно опросам эта цифра составляет 80-92% всех школьных конфликтов). Вмешательство взрослых в подобные ситуации не всегда возможно, и почти всегда малоэффективно. Программа школьной медиации подразумевает, что посредниками в таких случаях могут выступать сами ученики – медиаторы-сверстники. Участие школьников в разрешении конфликтов является важным аспектом школьного самоуправления и проявления подростковой инициативы.

 

Как уже было отмечено в нашем районе с прошлого года в ряде школ начат процесс создания Служб примирения. Это школы №7, №18, №29, №54, №61, ЦДО №2. В организации и работе этих служб приняли участие самые разные специалисты: директора школ, заместители директора, социальные педагоги, психологи, вожатые, классные руководители.

1. Принимая во внимание особенности создания ШСП в 2008-2009 г. на базе школ Московского района можно сделать следующие выводы:

2. Не имея единой модели создания подобной службы, каждая школа создала свою модель с разной степенью эффективности и возможностями развития.

Полезным опытом можно считать

  • В качестве медиатора-взрослого несколько кураторов ШСП  предложили и подготовили (дали возможность пройти обучение) специалиста (социального педагога, психолога, зам. директора), который и ранее, пусть и на другом уровне, занимался разрешением подобных конфликтных ситуаций. (это  заметно на примере всех школ, но особенно – ЦДО №2)
  • Команды медиаторов-сверстников были созданы, подготовлены и начали успешно начали работу в тех школах, где их организация была поручена конкретному специалисту, либо куратор сам уделял специальное время этой работе.
  • Команды медиаторов-сверстников работали эффективнее, если к их подготовке привлекались (по согласованию с руководителем, согласно плану) специалисты разного профиля – психологи, социальные педагоги, люди прошедшие подготовку в качестве медиаторов. (СОШ №18)
  • Для работы ШСМ необходима широкая «рекламная компания» - информирование и заинтересованность всех участников образовательного процесса (не только вовлеченных в деятельность ШСП). (Так же наиболее ярко это видно на примере СОШ №18)
  • Достаточно эффективной оказалась групповая форма работы – подготовленные медиаторы-сверстники проводили тренинг бесконфликтного общения в классах. Этим были достигнуты следующие задачи: профилактика, информирование о ШСП и наработка детьми-медиаторами опыта социального взаимодействия. (Такую форму работы предложили специалисты СОШ №61)

3. С большей эффективностью создание служб прошло в тех школах, где в качестве куратора по рекомендации администрации Московского района был назначен заинтересованный в программе заместитель директора – лицо обладающее возможностями и умениями разрешить задачи поставленные организационным этапом создания ШСП.

 

Принимая во внимание полученный опыт, со своей стороны специалисты Центра «Развитие» предлагают серию семинаров по основам психологии общения  для кураторов  ШСП. Так же в рамках методического объединения школьных психологов возможно организовать обмен опытом по психологической подготовке медиаторов и медиаторов-сверстников. Первое из таких методических объединений уже было проведено 07.09.10.

 

Примерная тематика:

Психологические знания, используемые в процессе медиации.

Тема занятия

1

  Знакомство и налаживание контакта.

2

  Коммуникация. Стили коммуникации. Невербальная коммуникация

3

  Позиции в общении: Методы Трансактного анализа

4

  Работа с эмоциями

5

  Эмпатия. Эмоциональное присоединение

6

  Формирование безоценочного восприятия

7

  Активное слушание. Методы.

8

  Конфликт. Стили реагирования в конфликте

9

  Технологии общения в конфликте.

10

  Возрастные особенности поведения в конфликте

11

  Психология группы

12

  Основы формирования толерантного сознания

13

  Поведенческие стереотипы

14

  Формирование этнической толерантности: диалог культур

15

  Методы выработки нестандартных решений

16

  Рефлексия и супервизия в работе с подростками

17

  Профилактика эмоционального выгорания

18

  Навыки самопрезентации

19

  Реклама. Психология рекламы.

20

  Целеполагание. Планирование.

  По запросу

21

  Психологическая диагностика

22

  Психодрама в конфликтологии

 

Этапы создания школьной службы примирения


Организационный этап

  1. Формирование структуры службы – выбор руководителя, задействованных специалистов.
  2. Создание нормативной базы (положение)
  3. Предварительное информирование (педагогов, родителей, детей)
  4. Планирование работы (помещение, сроки) 
  5. Создание команды волонтеров-медиаторов
  6. Обучение медиаторов

Предварительный этап

  1. «Рекламная компания» - информирование о создании ШСМ
  2. Создание системы выявления конфликтных ситуаций
  3. Создание системы супервизии, обмена опытом, повышения квалификации работающих медиаторов
  4. Индивидуальная работа медиаторов со «случаями»
  5. Освоение групповых форм работы (напр. – «Круги»)

Оперативный этап

  1. Первичная оценка эффективности работы СШМ
  2. Реконструкция и закрепление структуры СШМ с использованием наработанного опыта
  3. Планирование способов повышения эффективности работы СШМ, создание механизмов преемственности.

 

Подготовила педагог-психолог МБОУ «Центр ПМСС «Развитие» Е.Н. Лакотош

 

© 2012-2016 МБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» города Чебоксары» | © Гуляев Сергей

Наш адрес: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Эльгера, дом 3 | Тел./факс: +7 (8352) 40-06-14, 40-05-72 | На карте

Наш электронный адрес: center.razvitie@mail.ru | Вы также можете написать нам с сайта |