Работа психологического клуба для родителей «Уникальный ребёнок».

Комплексное психолого-педагогическое и медико-социально-правовое сопровождение в образовании: интеграция науки практики: материал межрегиональной научно-практической конференции. – Чебоксары: Издательский центр ЧРИО, 2011. – С.194-200.

Старостина О.А., педагог-психолог высшей квалификационной категории


Нигде не найти покоя тому,                             

кто не нашёл его в себе самом

Франсуа де Ларошфуко

 

Воспитание, развитие, социальная адаптация и интеграция ребёнка, имеющего проблемы в развитии, в общество требует невероятно много усилий, знаний, умений от родителей этих детей. Детям и семьям, в которых они живут, нужна постоянная квалифицированная помощь во многих аспектах и направлениях.

Сейчас много говорится о психологической помощи таким семьям. Но как указывает Л. М. Шипицина, в нашей стране пока нет единой концепции многопрофильной социально-психологической помощи семьям, где растут дети  с проблемами в развитии.

Работа психолога с семьёй, имеющей проблемного ребёнка, является сегодня особенно актуальной.

Семья играет важную роль в процессе развития и воспитания ребёнка. Особо значима роль семьи в адаптации и интеграции ребёнка в общество. Именно под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения жизни в обществе.

Как отмечают Е.М.Мастюкова и А.Г.Московкина в повседневной жизни родители детей с нарушенным развитием сталкиваются с множеством проблем. Рождение больного ребёнка неизбежно изменяет уклад и психологический климат семьи. Все члены семьи, как правило, находятся в состоянии стресса. Он обычно не уменьшается, а накапливается. В таких семьях могут возникнуть конфликты, осложнения между супругами, иногда такие семьи распадаются. Каждая семья по-своему воспринимает больного ребёнка, сроит взаимоотношения с ним. Наблюдается замыкание в своей семье, нарушается взаимодействие с социумом, может быть неадекватная реакция на врачебные и психолого-педагогические рекомендации, может происходить нарушение дальнейшего репродуктивного поведения (родители не хотят больше иметь детей). Иногда дефект ребёнка родители воспринимают как собственную неполноценность, иногда возникает чувство вины. Часто встречается со стороны родителей  гиперопека и гипоопека ребёнка. Оба эти типа воспитания относятся к патологическим типам.  Нередко родители подвергают ребёнка вербальному и эмоциональному отвержению. Таким образом, семья, в которой живёт больной ребёнок, является особой микрогруппой со своеобразной атмосферой, отношениями с ребёнком, а также друг с другом.

Многие учёные, анализируя отдельные проблемы семей, имеющих детей с особыми нуждами,- С.Д. Забрамная, И.И. Мамайчук, М.М. Семаго, И.Ю. Левченко, У.В.Ульенкова и др., указывают на различные стороны сложных процессов взаимодействия ребёнка-инвалида с окружающими, восприятия этого ребёнка близкими для него людьми и развития самого ребёнка, как личности. Эти семьи нуждаются в моральной поддержке окружающих, близких и общества.

Задача психолога состоит в том, чтобы помочь родителям осознать суть проблемы, а также совместно с родителями постараться определить первые шаги к преодолению трудностей.

В ЦПМСС «Развитие» работают группы развития для детей от рождения до семи лет. Особенностью данных групп является включение детей с особыми потребностями в среду здоровых сверстников. Родители всех детей  не только присутствуют , но и активно  участвуют в деятельности.

 В начале учебного года специалистами центра была разработана и проведена анкета для родителей «Уникальный ребёнок». По результатам анкетирования  34% родителей здоровых детей отмечают, что чувствуют себя некомфортно рядом с ребенком-инвалидом и считают, что такие дети должны находиться в специализированных учреждениях; 22% родителей относятся нейтрально к присутствию в группе ребенка-инвалида, 44% родителей считают, что инклюзивные группы полезны как для здоровых детей, так и для детей – инвалидов.

В связи с этим, на базе центра «Развитие» был организован психологический клуб «Уникальный ребёнок». Особенностью клуба является то, что на занятиях участвуют как родители детей с особыми потребностями, так и родители здоровых детей.


Цели работы родительского клуба:

  1. 1.Дать родителю «почувствовать себя человеком»
  2. 2.Повышение у родителей чувства собственной компетентности.
  3. 3.Преодоление состояния кризиса у родителей.
  4. 4.Интеграция родителей путем обсуждения «обычных» родительских проблем воспитания, обучения, поведения. Это дает родителям детей с особыми потребностями возможность почувствовать себя, в первую очередь, родителями, и только во вторую – родителями особого ребенка.

 

Методы работы с родителями  разные по форме, но направлены на решение одних и тех же задач. К таким методам относятся:

  • Обсуждение актуальных проблем развития и воспитания детей.
  • Проигрывание ситуаций, ролевые игры
  • Обучение родителей элементарным психологическим  знаниям.
  • Детские игры с родителями

 

В работе используются методы арт- и сказкотерапии, песочной и игровой терапии, кино- и мульттерапии, психодрамы, телесно-ориентированной  и музыкотерапии.

Организация занятий и методические рекомендации: Индивидуальная работа представляет собой беседу (при необходимости несколько бесед) или частично структурированное интервью с отдельной семьёй.

Групповая работа проводится в форме тренинговых занятий. Клуб является открытой группой, т.е. пребывание в клубе не является строго регламентированным. На любом занятии возможно появление новых родителей, а также каждый участник имеет право выбыть из клуба в любое время, что подчеркивает принцип свободного выбора. Тематическое планирование не является фиксированным и может меняться в зависимости от проблем конкретной группы участников.

Наиболее оптимальная наполняемость группы - 10-15 человек. Занятия проводятся 2 раза в месяц,  их продолжительность 2-4 часа. С одной стороны, перерыв между встречами даёт возможность осмысления полученных знаний и умений, а также применения их в жизни - возможность почувствовать «вкус» осуществления родительской роли по новому. В то же время, перерывы между занятиями малы, чтобы у родителей сохранился настрой на психологическую работу.

 

Работа в клубе проводится в 3 этапа:

  • «Мой ребёнок»
  • «Я - личность»
  • «Мы - счастливая семья»

Работа на первом этапе направлена на познание и развитие эмоционального мира детей. В техниках и упражнениях рассматриваются психологические проблемы детей, такие как страхи, агрессия, неуверенность, а также пути их предупреждения и коррекции.

На втором этапе родителям предлагается раскрыть свой личностный потенциал, утвердить себя, как гармоничную, индивидуальную личность в мире. В этом помогают различные методы психотерапии. Использование кинотренинга позволяет родителям пересмотреть жизненные установки, поведение, семейные взаимоотношения. Положительным моментом кинотренинга является тот факт, что родители получают возможность анализировать собственную жизненную ситуацию через посредника, каковым является киноперсонаж.

На занятиях по сказко и арт – терапии родителям представляется реальная возможность открыть в себе сказку, с помощью изобразительного материала  выразить особенности психологического состояния, свои переживания, тревоги, а также своё творческое начало.

Также на занятиях рассматриваются психологические аспекты жизненного мастерства личности, где родители проигрывают через миниатюру своё актуальное и желаемое состояние. На тренинге ассертивности родители обучаются навыкам уверенного поведения.

На третьем этапе упражнения и игры направлены на гармонизацию детско-родительских отношений, на принятие  своего ребёнка таким, какой он есть. В завершении занятий проводится ток-шоу «Счастье - это когда тебя понимают», направленное на осознание чувства полноты жизни и ощущения счастья, и тренинг «Я люблю тебя, малыш!» на безусловное принятие своего ребёнка.

Необходимые материалы и оборудование: бумага разного формата и качества; краски, карандаши, фломастеры, мелки; цветная бумага, журналы; клей, кисточки, ножницы, скотч, пластилин; ткань разных размеров; образные  атрибуты, аудиомагнитофон со сборником релаксационной, динамичной и др. музыки.

 

Результаты работы клуба «Уникальный ребёнок»

Всего было проведено  22 занятия. Необходимо отметить, что в начале занятий у мам, имеющих детей-инвалидов, часто при рефлексии упражнений возникали слёзы, вопросы «За что мне это, почему у меня такой ребёнок?». В упражнениях, направленных на личностное развитие, у родителей, имеющих здоровых детей, также наблюдалась повышенная тревожность, плаксивость. Это сближало всех участников клуба, и родители  детей-инвалидов понимали, что у родителей здоровых детей тоже есть проблемы с детьми, что они не одни, что их принимают в коллективе.

На завершающих занятиях родители применяли полученные знания и опыт в общении со своими детьми. Надо заметить, что изменилось настроение родителей, они стали чаще улыбаться, позитивнее смотреть на жизнь. Большинство родителей отмечали, что стали любить своих детей не за что-то, а просто потому что они есть, и не важно, есть ли у ребёнка проблемы  со здоровьем или в поведении.

 

Обобщённые результаты позволяют сделать следующие выводы:

  1. Конкретными результатами для родителей особых детей является то, что они перестают чувствовать свою обособленность и изолированность.
  2. Повышается активность всех участников группы. Они социально реализуются: активно участвуют в жизни группы и  центра, участвуют в написании сценариев и проведении праздников, шьют костюмы для детских праздников, делают декорации, готовят сюрпризные моменты детям и самим родителям.
  3. Тематика разговоров в группах со временем меняется. От обсуждения конкретных проблем детей, посещающих центр,  переходим к обсуждению проблем старших и младших детей, а затем – к обсуждению собственных проблем и особенностей родителей, мешающих им в общении с ребенком.
  4. Даже если родитель осознает, в чем именно заключается правильное воспитание ребенка, он на практике испытывает трудности, которые не может преодолеть сам. Бывает что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, подавляет, фрустрирует родителей, реально приносит вред: родители узнают, что все делают не так, пытаются вести себя правильно, не справляются с этим, теряют уверенность в себе, обвиняют себя, сбрасывая свое раздражение на детей. Практические группы  клуба являются тем ценным звеном, которое помогает родителям «доработать» полученные теоретические знания.
  5. Как оказалось, многие родители, гораздо более, готовы к изменениям стиля общения в семье, чем предполагали психологи и педагоги.
  6. Группы родительского общения в клубе «Уникальный ребёнок» трансформировались в группы личностного роста. Установилась интересная последовательность: «прежде чем я стану счастливой мамой, я хочу стать счастливым человеком, счастливой женщиной». Счастливым же человеком является тот, кто «стоит на собственных ногах», отвечает за себя сам. На наш взгляд, это изменение очень символично и значимо. Можно сказать, что, изменившись, таким образом, мама меняет свой личный статус.

 

Приложение   

Примерный тематический план

№№

          Тема

Цель

Индивидуальные психокоррекционые занятия

1.

«Добро пожаловать!»

Установить непосредственный личный контакт между психологом и семьёй.

Определить уровень потребности семьи в посещении групповых психокоррекционных занятий.

2.

« Наша семья»

Выявить психологические особенности семьи (микроклимат, систему ценностей и характер взаимоотношений между членами семьи).

3.

«Мой особый ребёнок»

Ознакомиться с историей развития ребёнка, излагаемой его родителями.

4.

«Что волнует родителей?»

Обучить психокоррекционным техникам, снимающим эмоциональный стресс, нега-

тивные личностные переживания (релакса-

ция,аутотренинг)

Групповые психокоррекционные занятия

 

1.

«Давайте познакомимся!»

Познакомить участников друг с другом и с групповой формой работы.

Определить общий круг проблем, возникающих при воспитании детей с проблемами в развитии

2.

« Погружение в детство»

Помочь осознать разницу между «миром» ребёнка и взрослого.

Научить навыкам анализа причин поведения ребёнка, исходя из его позиции.

3.

« Искусство быть родителем «особого» ребёнка»

Формировать понимание индивидуальности и неповторимости своего ребёнка

4.

«Ласковое воспитание»

Выявить положительные установки в воспитании ребёнка.

Формировать навыки гуманного отношения ребёнку в семье

5.

«Мальчики и девочки»

Познакомить с особенностями воспитания мальчиков и девочек

 

6.

«Кризисные периоды в жизни ребёнка»

Познакомить с особенностями протекания кризисных периодов в жизни ребёнка и научить практическим навыкам их преодоления

7.

«Особенности об-

щения ребёнка с проблемами в раз

витии со взрослыми»

Совершенствовать практические навыки общения родителей с детьми, научить анализировать и синтезировать позитивный опыт общения

8.

«Особенности общения ребёнка с проблемами в развитии со сверстниками»

Ознакомить с приёмами бесконфликтного общения ребёнка со сверстниками

 

9.

«Игры и игрушки, в которые играют наши дети»

Расширить область знаний о значении игры и игрушек в жизни ребёнка, дать практические рекомендации по подбору игр в домашних условиях

10.

«Замкнутость или аутичность?»

Проинформировать об особенностях проявления признаков аутичности и замкнутости  у детей; дать практические рекомендации

11.

«Тревожный ребёнок: как быть?»

Познакомить с основными проявлениями тревожности; дать практические рекоменда

ции по профилактике тревожности у детей

 

12.

«Как помочь агрессивному ребёнку?»

Ознакомить со стилями воспитания в семье; продемонстрировать практические приёмы, направленные на преодоление агрессивных действий ребёнка

13.

«Мне страшно»

Обсудить возможные причины возникновения страхов у детей и пути их преодоления

14.

Ток-шоу «Рядом с тобой»

Вечер вопросов и ответов  «Проблемы родителей, проблемы детей»

15.

Тренинг коммуникативных умений «Среди людей»

Формирование навыков и умений общения с разными группами.

16.

Тренинг личностного роста «Познавая себя»

Развитие личности участников клуба

17.

Кинотренинг, как метод повышения родительской компетентности

Освободиться от негативного влияния семейных сценариев; осознание и преобразование «минусов» прошлого в наработанные «плюсы»; обогащение поведенческого репертуара в семейной жизни

18.

Арт-терапия: многообразие подходов

Развитие и коррекция внутриличностных процессов

19.

Сказкотерапия для взрослых

Психологическая поддержка родителей, переживающих кризисные ситуации

20.

Тренинг ассертивности

Развитие уверенного поведения

21.

Ток-шоу «Счастье- это когда тебя понимают»

Осознание чувства  полноты жизни и ощущения счастья

22.

Я люблю тебя, малыш

Безусловное «принятие» ребёнка.

  

Литература:

1. Андреева Н.Н.  Психокоррекционно - развивающая сила чувашской народной сказки: Метод. пособие.- Чебоксары, 1999.             

2. Арттерапия в эпоху постмодерна / под. ред. А.Н.Копытина. - СПб: Речь, совм. с изд-вом «Семантина-С»,2002 г.

3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб.пособие.-М.:Ось-89,2005.

4. Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: Пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей. М., 2005.

5. Другое детство. Сборник научных статей МГППУ/под ред. Обуховой Л.Ф., Юдиной Е.Г.-М.2009

6. Журнал практического психолога.-2005.-№5.

7. Журнал «Русский инвалид» -2009-.№1.

8. Кряжева Н.Л.Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996.

9. Кулганов В.А., Верещагин Н.В. Консультирование в работе детского практического психолога: Учеб. пособие. СПб.,2008.

10 .Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.,2001.

11. Научно-практический журнал «Управление ДОУ» -2009-№7.

12. Пезешкиан Н. Позитивная  семейная психотерапия: семья как психотерапевт. М. Смысл. 1993

13. Плескачевская А.А. Кинотренинг и сфера его применения/психологическая газета, 1998, № 8, 9.

14. Практикум по арт - терапии./Под.ред. А.И Копытина. СПб.: Питер, 2000.

15. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.-М.:ЭКСМО-Пресс,2001.

16. Фюр Гурли. «Запрещенное» горе. - Мн. : Минсктиппроект. 2003.

17. Фопель К. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2003.

18. Фопель К.Технология ведения тренинга.М.: Генезис 2003.

 

© 2012-2016 МБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» города Чебоксары» | © Гуляев Сергей

Наш адрес: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Эльгера, дом 3 | Тел./факс: +7 (8352) 40-06-14, 40-05-72 | На карте

Наш электронный адрес: center.razvitie@mail.ru | Вы также можете написать нам с сайта |