Влияние развития навыков общения на процесс социализации детей дошкольного возраста с проблемами развития.

Сборник методических материалов по итогам реализации проекта «Дети-инвалиды: интеграция в общество средствами арт-и музеетерапии». – Чебоксары, 2010. – С.81-87.

Влияние развития навыков общения на процесс социализации детей  дошкольного возраста с проблемами развития.

Иванова С.В., педагог-психолог высшей квалификационной категории.

 

Когда встречаешься с детьми

не совсем такими, как их сверстники,

начинаешь смотреть на мир

чуточку другими глазами.

Владимир Леви

 

Формирование личности ребенка, как известно, происходит в дошкольном детстве через общение и взаимодействие  с другими людьми. Эмоционально-личностная сфера дошкольников развивается в отношениях со сверстниками, что в свою очередь влияет на развитие познавательной деятельности.

Одной из актуальных проблем в формировании личности детей – инвалидов являются трудности социальной адаптации, которые с одной стороны обусловлены особенностями развития, их неумением общаться с детьми и взрослыми, с другой стороны – нежеланием и неумением окружающих общаться с «особыми» детьми. Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе нормам и правилам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической травмы.

Многими исследователями, а именно Г.В.Грибановой, Л.В.Кузнецовой, О.П.Гаврилушкиной, И.Ф.Марковской отмечалось, что дети с нарушениями в развитии часто не владеют адекватными способами сотрудничества, у них оказываются несформированными навыки кооперации, являющиеся необходимыми составляющими процесса эффективного общения. Неблагополучие в сфере отношений со сверстниками может способствовать возникновению и закреплению у детей негативных поведенческих и личностных качеств, обуславливать развитие асоциальных тенденций в подростковом возрасте. Таким образом, включение детей с нарушениями в развитии в группу здоровых сверстников имеет большое социальное значение.

Отношение к сверстнику – компонент в структуре межличностных отношений, который представляет собой часть самосознания  и включает в себя предметное и личностное начала. Необходимым условием развития самосознания ребенка, по мнению Е.О.Смирновой и В.Г Утробиной, является познание сверстника, которое проявляется в отношении к нему. Они выделяют три аспекта отношения к сверстнику: эмоционально-практический, познавательный и коммуникативный. Все три компоненты могут быть реализованы во время всего нахождения ребенка в группе сверстников. Познавательный компонент имеет место во время организации совместных занятий детей по разным видам деятельности

В нашей работе наибольшее внимание было уделено эмоционально-практическому (арт-терапия, релаксация, сказко-терапия, телесно-ориентированная терапия) и коммуникативному компоненту (игры на общение  и взаимодействие).

Своевременное овладение речью,  в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенным уровнем коммуникативной компетентности. К старшему дошкольному возрасту ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.

Анализ  данной   проблемы, изучение ее теоретических аспектов позволили нам разработать цикл занятий «Один и вместе», направленный на воспитание толерантности  у детей, умение принимать и понимать другого, отличного от других, ребенка, а также на социальную адаптацию детей с проблемами в развитии путем максимального расширения их социальных связей.

 

Нами была подобрана группа детей старшего дошкольного возраста, в которую вошли 11 детей, из них:

  • 3 здоровых ребенка;
  • 1 ребенок-инвалид III группы (двухсторонняя сенсорная тугоухость III степени, ЗПР, ОНР);
  • 3 ребенка с диагнозом ОНР, ЗПР;
  • 4 ребенка с диагнозом ОНР.

 

Всего было проведено 8 коррекционных занятий и 2 диагностических занятия. Занятия проводились 2 раза в неделю, длительность одного занятия 25-30 минут. На занятиях использовались разные формы организации детской деятельности: индивидуально, парами, малыми группами (4-5 человек), групповая работа (11 человек).

Все занятия проводились в круге. Круг – наиболее энергичен, дети открыты для общения. При этом возникает особенный стиль отношений, в который каждый ребенок вносит свою личную особенность. Посредством внешней ориентации на середину происходит внутренняя организация – собранность, концентрация на самом важном. Такое округление действия создает ощущение целого, завершенного, и действует гармонизирующее.

 

Коррекционная работа велась по трем направлениям:

  1. «Я – это кто?»
  2. «Я и ты»
  3. «Я и мы»

Работа по первому направлению «Я - это кто?» была  направлена на расширение представлений о себе, о своем социальном положении, об исполняемых ролях в обществе, на обогащение эмоционального мира детей. В направлении использовались игры и упражнения: «Чем мы похожи и чем мы отличаемся», «Я кто, я какой?», «Наши имена», «Комплименты», «Эхо», «Я – единственный на планете» и др.. Очень понравились детям упражнения: «Прохлопай  своё имя», «Мое настроение», «Поменяйтесь местами», арт-терапия «Я».

Задачи формирования навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества  в парах,  развития умения слушать друг друга, договариваться о совместных действиях  были реализованы в направлении «Я и ты». Игры и упражнения, используемые в этом разделе: «Зеркало», «У друга мягкая и теплая ладошка», «Поводырь», «Найди пару», «Разговор в паре», упражнения арт-терапии: «Рисование на тройном листе», «Совместное рисование».

Решение задач совершенствования навыков сотрудничества в группе сверстников и  появления у детей побудительных мотивов к совместной деятельности шло на третьем этапе «Я и мы». Все дети вовлекаются в игры и упражнения:  «Передай пожатие», «Мы смотрим на мир разными глазами», «Круг дружбы». Приемы арт-терапии подразумевают участие всех детей в деятельности: «Дорожка имен», «МЫ», «Спонтанное рисование». В этом направлении были использованы сказки «Прутик» и «Сказка про котенка». В приложении  1 представлен цикл занятий «Один и вместе».

Кроме того, на всех занятиях использовались ритуалы начала и окончания занятий, которые помогают детям или включиться в занятие или выйти из него, это: «Здравствуй, друг!» и «Башенка».  Особенно детям понравился ритуал приветствия:

  • Здравствуй, друг! Как дела?
  • Где ты был? Я скучал!
  • Ты пришел?! Я очень рад!

Особенностью данного цикла и отличие его от занятий, проводимых воспитателями, являлся многоаспектный подход к формированию навыков сотрудничества на основе приемов арт-терапии, сказко-терапии и музыко-терапии. Обоснованность  использования данных приемов состоит в том, что их эффективность определяется возможностью экспериментирования с чувствами, выражения их на символическом уровне, без ущерба для самих детей.

В ходе игр, используемых на занятиях, у детей появилась возможность получить новые впечатления от телесных прикосновений с разными детьми, дети общались друг с другом совершенно не так, как общаются в обычной жизни. Дети имели возможность проанализировать и обсудить полученный ими опыт: после окончания занятия необходимо было помочь детям выразить и обсудить свои впечатления, показать заинтересованность к ответам детей.

Необходимо отметить, что в группе на момент начала занятий у всех детей наблюдалась стойкая неприязнь к ребенку-инвалиду М. Его не хотели брать в пару, в общем круге с ним никто не хотел стоять рядом, кроме того, после проведенной диагностики было установлено, что мальчик является изолированным в группе. Постепенно, включая М., в общую деятельность, удалось добиться того, что дети стали меньше сторониться его, а девочки группы уже более охотно включались в общую деятельность с ним.

 В группе также было 3 ребенка с диагнозом ЗПР, эти дети отличались от других импульсивностью, иногда на занятиях проявлялись вспышки агрессии, они дольше, чем другие включались в занятие, часто провоцировали конфликты с другими детьми, но при этом все три мальчика – общительные, эмоциональные. Этим детям было рекомендовано посещение индивидуальных консультаций у психотерапевта и психологов Центра ПМСС «Развитие».

Важно отметить, что на всех занятиях присутствовал воспитатель, который работает с этими детьми. Ей были даны рекомендации по включению ребенка – инвалида М., в коллектив сверстников, рекомендованы упражнения, которые могут быть использованы в повседневной жизни, направленные на сплочение детей, на формирование у них навыков сотрудничества.

Для выявления результативности проведения занятий была проведена диагностика с использованием методики: «Два домика» (автор Т.Д.Марцинковская), направленная на выявление межличностных взаимоотношений  сверстников и статусное положение ребенка в группе.

 

Результативность проведения цикла занятий «Один и вместе»

Табл.1 Методика Т.Д. Марцинковской «Два домика»

 

Категории детей

 

До начала занятий

После проведения занятий

Лидеры

18  %

27 %

Предпочитаемые

28 %

46 %

Пренебрегаемые

46  %

27 %

Изолированные

8 %

-

Из представленной таблицы видно, что после проведения цикла занятий «Один и вместе» сократилось количество пренебрегаемых детей с 46 % до 27%, увеличилось количество лидеров с 18 % до 27 % и  предпочитаемых с 28 % до 46%,  в группе не осталось изолированных детей, тогда как до начала работы  было выявлено 8%.

Данные, представленные в  таблице, доказывают эффективность проведённого цикла занятий, направленного  на  воспитание толерантности  у детей, умение принимать и понимать другого, отличного от других ребенка, а также на  социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста. Наличие положительной динамики и значительных потенциальных возможностей у детей свидетельствуют о необходимости разработки и дальнейшего проведения коррекционно-развивающей работы.


Обобщенные результаты работы позволяют сделать следующие выводы:

  1. Социальная интеграция детей с отклонениями в развитии, проводимая под руководством специалистов, возможна и необходима.
  2. В процессе продуманной целенаправленной работы неизбежно происходит коррекция нарушений поведения.
  3. В процессе совместных игр стираются грани и различия между детьми, закладываются основы толерантности.

 

Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий воспитателей, психолога и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие, подобно музыкантам одного оркестра.


Приложение 1.

Цикл коррекционно - развивающих занятий «Один и вместе»

Цель:  воспитание толерантности  у детей, умение принимать и понимать другого, отличного от других, ребенка,  социальная адаптация детей с проблемами в развитии путем максимального расширения их социальных связей.

№ заня

тия

Задачи

Части занятия

Длит. частей

Длит. занятия

1.

Познакомиться с группой детьми.

Способствовать появлению у детей побудительного мотива к совместной деятельности

  1. Знакомство. Письмо от бегемотика.
  2. Упражнение «Поменяйтесь местами»
  3. Игра «Эхо»
  4. П/и «Кого не стало»
  5. Ритуал прощания «Башенка»

5 мин.

 

 

5 мин.

 

 

5 мин.

5 мин.

5 мин.

 

 

 

 

 

 

25 мин.

2.

Расширять представления детей о себе, о своем социальном положении. Показать важность и значимость каждого

  1. Ритуал приветствия «Здравствуй, друг»
  2. Дыхательная гимнастика «Надуваем шар»
  3. Упр. «Я – единственный на планете»
  4. Арт-терапия «Я»
  5. Ритуал прощания

5 мин.

 

5 мин.

 

 

 

5 мин.

 

10 мин.

5 мин.

 

 

 

30 мин.

3.

Расширять представления детей об исполняемых ролях в социуме. Обогащать эмоциональный мир детей.

  1. Ритуал приветствия
  2. Рисование фигурки человечка
  3. Упр. «Я – кто, я – какой?»
  4. Арт-терапия «Мы – жители Земли» (групповой коллаж)
  5. Ритуал прощания

5 мин.

5 мин.

 

 

5 мин.

 

 

10 мин.

5 мин.

 

 

 

30 мин.

4.

Стимулировать и поддерживать активность ребенка в творческом самовыражении при работе со своим именем.

  1. Ритуал приветствия
  2. Беседа «Наши имена»
  3. Упражнение «Прохлопай свое имя»
  4. Арт-терапия «Дорожка имен»
  5. Ритуал прощания

5 мин.

5 мин.

5 мин.

 

 

10 мин.

 

5 мин.

 

 

 

30 мин.

5.

Формировать умение общаться друг с другом в паре, уметь поддерживать беседу. Развивать умение договариваться друг с другом

  1. Ритуал приветствия
  2. Упр. «У друга мягкая и теплая ладошка»
  3. Упр. «Разговор в паре»
  4. Арт-терапия «Рисование на тройном листке»
  5. Ритуал прощания

5 мин.

5 мин.

 

5 мин.

 

10 мин.

 

 

5 мин.

 

 

 

30 мин.

6.

Развивать желание помогать другому ребенку, нуждающемуся в помощи. Развивать навыки сотрудничества в паре.

  1. Ритуал приветствия
  2. Игра «Поводырь»
  3. Игра «Зеркало»
  4. Арт-терапия «Совместное рисование»
  5. Ритуал прощания

5 мин.

5 мин.

5 мин.

 

10 мин.

 

5 мин.

 

 

 

30 мин.

7.

Способствовать сплочению детского коллектива.

  1. Ритуал приветствия
  2. Игра «Круг дружбы»
  3. Сказкотерапия «Прутик»
  4. Арт-терапия «МЫ»
  5. Ритуал прощания

5 мин.

5 мин.

5 мин.

 

10 мин.

5 мин.

 

 

30 мин.

8.

Отрабатывать навыки конструктивного взаимодействия в коллективе.

В спонтанном рисовании помочь детям выразить свои чувства, эмоции.

  1. Ритуал приветствия
  2. Упр. «Передай пожатие»
  3. Упр. «Мы смотрим на мир разными глазами»
  4. Музыко и арт-терапия «Спонтанное рисование»
  5. Упражнение «Коврик дружбы»
  6. Ритуал прощания

5 мин.

5 мин.

 

 

5 мин.

 

10 мин.

 

5 мин.

 

5 мин.

 

 

 

35 мин.

 

Литература:

  1. Другое детство. Сборник научных статей МГППУ /под ред. Обуховой Л.Ф.,     Юдиной Е.Г. – М. 2009.
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Изд-во «Речь», 2003.
  4. Обухова Л.Ф., Юдина Е.Г. Ребенок в современном обществе. Сборник научных статей МГППУ, М., 2007
  5. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М., 2000
  6. Рылеева Е.В. Вместе веселее. – М., 2000.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М., Генезис, 2000.
 

© 2012-2016 МБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» города Чебоксары» | © Гуляев Сергей

Наш адрес: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Эльгера, дом 3 | Тел./факс: +7 (8352) 40-06-14, 40-05-72 | На карте

Наш электронный адрес: center.razvitie@mail.ru | Вы также можете написать нам с сайта |