Арт-терапия в тренингах толерантности.

Сборник методических материалов по итогам реализации проекта «Дети-инвалиды: интеграция в общество средствами арт-и музеетерапии». – Чебоксары, 2010. – С.93-100. 

 Арт-терапия в тренингах толерантности.

Лакотош Е.Н., педагог-психолог высшей квалификационной категории.

 

Изначальная цель любой психолого-педагогической деятельности – помощь человеку в его адекватной социализации, адаптации человека в окружающем социуме. Это тем более актуально для детей с особыми потребностями. Если в том, что касается обычной программы можно еще поспорить, на что делать упор, то любая программа, включающая в себя инклюзию как одно из направлений, определенно, должна быть в первую очередь ориентирована на адаптацию. Причем адаптировать нужно не только самого ребенка, но и социум. Зачастую дети с особыми потребностями и их семьи в большей степени подготовлены к совместным программам, чем их окружение. И здесь большую помощь психологам и педагогам могут оказать тренинги по формированию толерантности.

В своем широком смысле слово «толерантность» (происходит от латинского tolerantia, то есть терпение), означает терпимость к чужим особенностям, мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает других, не стараясь переделать окружение под себя, доказать свою исключительную правоту. В более узком смысле понятие «толерантность» используется в медицине. Здесь толерантность – это способность организма без потерь переносить негативные влияния внешней среды. В психологии и педагогике утвердилось определения толерантного отношения как принятия человеком других людей, признания  их права на отличие, индивидуальность.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, - это не только признаки толерантного человека, но и  необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог психического здоровья человека.

Но что делать, если в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

В багаже всякого работающего в школе или детском саду психолога немало упражнений, направленных на формирование толерантного отношения ребят к друг другу и окружающим людям. В процессе подобных занятий дети на практике познают, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития общества. Упражнения могут быть самыми разными. Особое место занимают арт-терапевтические упражнения. Арт-терапия – это метод раскрытия индивидуальности человека. Дети редко осознают свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Поэтому методы арт-терапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую фигурку, игру так хорошо подходят для работы с малышами.

Арт-терапевтические игры служит для изучения чувств, межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности.

 

Особенностями арт-терапевтического тренинга являются:

1. Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно четко понимать. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.

2. Дети являются своего рода экспертами. Отправная точка — опыт каждого ребенка.

Нельзя интерпретировать работу ребенка (это может делать только сам автор, по желанию). Дети сами — «эксперты» в отношении своих работ.
3. Важен вклад каждого из детей, он не просто важен, но и уникален. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.
4. Поскольку упражнения задействуют личный уровень, результаты  трудов могут быть показаны не участвующим в тренинге только с общего согласия участников. Конфиденциальность – один из основных принципов арт-теапевтического тренинга.
5. Условия для работы и обсуждения не директивны.
6. Стоит помнить, что хотя метод арт-терапии делает акцент на процессе создания образа, столь же важным является и сам продукт творчества, который помогает ребенку почувствовать законченность процесса и уверенность в себе. К результатам работы детей следует относится бережно.

 

Я привожу здесь одно из занятий тренинга толерантности, рассчитанный на детей первого класса. В занятие не включены специфические упражнения, направленные на формирование школьных навыков, так что его можно проводить и с детьми другого возраста. Но именно эта группа выбрана не случайно. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности любого ребенка. Учебная деятельность требует от него определенной степени подготовленности и в физиологическом, и в социальном отношении. Особенно это актуально, если ребенку, в силу индивидуальных психофизиологических особенностей труднее адаптироваться к новым условиям. Такие дети нуждаются в помощи психолога.
Предложенное занятие можно включить в программу профилактики дезадаптации  первоклассников. Следует отметить, что если в классе есть дети с особыми потребностями, проведение подобного тренинга из желательного превращается в обязательный. Важно то, что арт-терапевтические занятия помогают улучшить образ самого себя и укрепить самоуважение, поднимают статус ребенка в глазах других детей.

 

Тренинговое занятие «Я и Мы»

Цель занятия: Формирование толерантного отношения детей к себе и другим, принятия других методами арт-терапии.

Задачи занятия:

  • Развитие способностей выражения чувств поддержки и одобрения
  • Формирование позитивного образа «я», коррекция самооценки
  • Развитие социальной восприимчивости (способность к эмпатии и сопереживанию).

Необходимые материалы: бумага, ватман, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, краски, стаканчики для воды, кисточки, клей.

Условия проведения: дети и ведущий сидят в круге на стульях. В помещении для тренинга должно быть несколько столов с принадлежностями для рисования.

Ход занятия:

При работе с группой или всем классом желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали. Если планируется многодневный тренинг, выработке подобных правил можно посветить одно из первых занятий. Если же такой возможности нет, и занятие планируется одно, то лучше, если ведущий сам сформулирует эти правила и запишет их на доске или ватмане.

Примерный список основных правил:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
5. Все должны чувствовать себя комфортно.
6. Все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным — если иного решения не было принято.

 

Игра «Эстафета имен».

Ход игры:

Дети по очереди (по кругу) называют свои имена, прикосновением передавая «эстафету» сидящему слева сразу, как только назовутся.

Игру имеет смысл проводить в первую очередь, если дети в группе плохо знакомы между собой. Но и для хорошо знакомых между собой игра может быть интересна.

 

Игра «Превращение имени».

Ход игры:

Ведущий: «В жизни очень редко встречаются два одинаковых предмета. Цветы даже одного цвета и сорта очень сильно различаются – например, количеством лепестков и формой, да и цвет, если приглядеться, не совсем одинаков. Даже дома, построенные  по одному проекту, отличаются. Вот и мы, хоть и называемся все одним словом «люди», но мы все разные, не похожие друг на друга. Одно из отличий – наши имена. Именно это слово мы чаще всего слышим в свой адрес в общении с другими людьми. А вы задумывались, что живя вместе с нами имена становятся похожи на нас?

Представьте, что мы очутились в волшебной стране, где каждое слово – это волшебное заклинание и все предметы и существа превращаются во что-то другое – в цветы, животных, вещи, явления природы.  Наши имена – это часть нас. Во что превратили бы они вместе с нами? Что-то красивое? Необычное? Сильное? Придумали? А теперь начинаем превращения! По очереди выходим в центр круга и говорим « Меня зовут….(Петя, Женя, Маша и т.д.), я превращаюсь в… (Тигра, Ромашку, Солнышко и т.д.). Остальные каждое превращение сопровождают аплодисментами.»

Когда все дети «превратятся» предложите им нарисовать «волшебные» портреты. Для этого раздайте заранее приготовленные маленькие листочки (оптимальный размер 10x10 см). Предложите принадлежности для рисования. Это могут быть разные карандаши, фломастеры, маркеры, мелки, и даже, если есть такая возможность, краски. Когда дети закончат рисовать, попросите их по очереди, показывая рисунок, рассказать, почему именно это превращение произошло с ними, чем они похожи на получившийся портрет. После этого рисунки аккуратно убирают они понадобятся нам для другой игры. Картинки может временно собрать руководитель, но лучше, если они останутся у ребят.

 

Игра «Мы!»

Ход игры:

Ведущий: «Какие мы все разные и замечательные! А есть ли у нас что-то общее? Кто мы? Какие мы? Давайте выясним это.»

По кругу каждый из детей продолжает предложение «Мы - …» (Дружные, веселые, ученики, люди и т.д.)

 

Игра «Солнце светит на того…»

Ход игры:

Ведущий становится в центр круга и произносит: «Солнце светит на того…». И называет какой – либо признак, который может объединять ребят, например: «Солнце светит на того, кто любит мороженое(чистил утром зубы, у кого сейчас хорошее настроение)». Все ребята, к кому относится этот признак должны встать со своих мест и пересесть на другой стул. Задача ведущего: занять место на стуле! Ведущим становится тот, кто не успел найти место. Во время этой игры дети могут отдохнуть, подвигаться, еще раз почувствовать, как много у них общего.

 

Игра «На что похоже слово «Мы».

Ход игры:

Ведущий: «Как много у нас общего! И когда мы говорим об этом, часто звучит слово «Мы». А на что же похоже это слово? Во что оно превратилось бы в нашей волшебной стране?»

Дети поднимают руки и дают различные ответы: на букет цветов, на море, на звездное небо, на солнце… Ответы могут быть самые разные. Наверняка, среди предложенных вариантов окажется слово «Дом». Если дети не догадаются сами, такой вариант может предложить руководитель.

 

Игра «Наш Дом».

Ход игры:

Ведущий: «Все верно. Слово мы может быть похоже на дом. МЫ встречаемся. МЫ общаемся. МЫ живем.»

Покажите детям заранее подготовленный, нераскрашенный шаблон многоэтажного дома. Число окошек должно быть несколько больше, чем детей в группе. Размер окошек соответствует листочкам, которые были использованы в упражнении «Превращение имени».

Достаньте, пожалуйста, листочки где вы нарисовали свой волшебный портрет. Покажите их друг другу в круге еще раз. Сейчас у вас появилась возможность, что-то на них дорисовать, исправить.

Это поможет избежать давки, даст детям возможность более уверенно чувствовать себя на последнем этапе упражнения. Если кто-то из детей, очень захочет изменить рисунок, не следует ему препятствовать.

Те кто закончил рисовать свой «портрет», поселите его в наш общий дом.

Помогите детям разместить и наклеить  картинки в окошках. Не торопитесь с закреплением, возможно, в процессе кто-то решит изменить место положения своего рисунка. Когда дети будут размещать портреты, между ними могут  возникнуть небольшие конфликты, если несколько человек захотят «жить» в одном окошке. Помогите им договориться. Это хороший случай дать установку на мирный способ разрешения проблемы. Дети, раньше других закончившие работу, могут по общему согласию раскрасить пространство вокруг дома, украсить сам дом, раскрасить пустующие окошки. Когда все разместятся в доме. Покажите его.

Обсудите, красив ли он и почему красив (обычно это очень красочная, нарядная, веселая картина).

В завершении ведущий говорит: «Наши рисунки и по отдельности были красивы, а, объединенные вместе, стали еще лучше.»

 

Примерные вопросы для обсуждения.

  • Что можно понять, увидев эту картину?
  • Когда люди, живущие в одном доме, чувствуют себя хорошо?
  • Что важно помнить каждому из нас, чтобы дом наш всегда оставался ярким и радостным?
  • Что приносит радость каждому из нас?
  •  Общение с другими людьми – один из главных источников радости человека, но оно же может приносить и огорчения. Как этого избежать?

 

Игра «Ласковое имя».

Ход игры:

Ведущий:  «В конце занятия нужно совершить обратное превращение. Но сделать это не просто. Кто то-то другой должен назвать нас по имени, но имя должно быть не простым, а ласковым!»

Дети по кругу называют друг друга ласково (Мариночка, Сашенька, Олюшка…). Если имени сложно придать ласковую форму, то можно предложить сделать его ласковым с помощью интонации.

Ведущий: «Мы вернулись из волшебного путешествия, построили собственный дом. Какое у вас сейчас настроение?»

Обязательно поблагодарите детей за отличную работу. По взаимному согласию «Дом» можно закрепить на стене, оставить в качестве украшения.

В заключение хочется добавить, что я много раз проводила это занятие с различными группами детей в школе, в детском лагере, Вне зависимости от состава группы упражнения всегда проходят отлично. После занятия дети часто и дальше продолжают обращаться друг к другу ласковыми именами. С гордостью и удовольствием демонстрируют родителям и друзьям результаты совместной работы. Результат общего творчества «Дом» становится украшением класса или отрядной комнаты.

 

Использованная литература:

1. Бадмаева С.В. Формирование толерантной личности в политкультурном образовательном пространстве. // Начальная школа. - 2006.- №6.

2. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении. // Вопросы психологии. - 2006.

3. Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". СПб., 2002.

4. Мы-сограждане, том 1/под ред Семиной Л.И. -  М., Изд. БОНФИ, 2002 г.

5. Никольская И.М.,Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. – СПб.: Речь,2004

6. Степанов П.В. Феномен толерантности. // Классный руководитель. – 2004. - №3.

7. Шустова Л.П. Воспитание толерантности : приёмы для индивидуальной и групповой работы. // Классный руководитель. – 2006. -№4 "Арт-терапия". ред.-сост. А.И.Копытин. СПБ., 2001.

 

© 2012-2016 МБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» города Чебоксары» | © Гуляев Сергей

Наш адрес: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Эльгера, дом 3 | Тел./факс: +7 (8352) 40-06-14, 40-05-72 | На карте

Наш электронный адрес: center.razvitie@mail.ru | Вы также можете написать нам с сайта |