Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста.

Сборник методических материалов по итогам реализации проекта «Дети-инвалиды: интеграция в общество средствами арт-и музеетерапии». – Чебоксары, 2010. – С.45-50. 

Антонова А.А., педагог-психолог первой квалификационной категории, дефектолог.

 

Ты знаешь, что ты – человек,

Ты знаешь об этом иль нет?

Улыбка твоя – единственная,

Мука твоя – единственная,

Глаза твои – одни.

В.Симоненко

 

Хочется начать эту статью стихами, потому что так нелегко найти слова, чтобы рассказать о том чуде, каким является жизнь, каким является человек!. Однажды мы все приходим в этот мир – крохотными, беззащитными созданиями. Нужны родители, чтобы помогать малышам, окружать их заботой  и любовью. День за днем растет ребенок. Впереди у него столько, столько всего: боли и радости, взлеты и падения, думы и молитвы… И все мы, когда приходим на крестины к новорожденному ребенку, желаем ему одного – чтобы судьба его была светлой, счастливой… И каждый день в этот мир приходят малыши, которых мы называем детьми с особыми потребностями, особыми потому,  что из-за своих ограничений они нуждаются в нашей особенной заботе. Как и всех, их ждет своя неповторимая судьба. В ней тоже будут свои боли и радости, свои взлеты и падения. И им, как и каждому ребенку, хочется пожелать счастливой, светлой судьбы… Но возможно ли это? Как может быть счастливой судьба ребенка, который родился инвалидом? Не противоречит ли одно другому? На этот вопрос дал хороший ответ один уже пожилой врач, проработавший всю жизнь с такими детьми: «Человек с особыми потребностями может быть таким же счастливым и таким же несчастным, как и любой другой…»

И это правда. Есть люди, которые, несмотря на свои физические, интеллектуальные или другие ограничения, излучают радость. Они смогли принять себя такими, какие они есть, и достичь настоящей внутренней свободы- свободы быть самими собой, простыми и непосредственными, любить людей, уметь видеть красоту, уметь по- настоящему радоваться жизни и видеть в ней главное…

Но приходится видеть и совсем другое: детей- сирот в специализированном интернате, в глазах которых угасла жизнь; слёзы и боль одиночества прикованной к коляске девочки, у которой совсем нет друзей. Измученные взгляды родителей…

Личное общение с детьми с особыми потребностями и их семьями заставляет задумываться над тем, что вообще делает человека счастливым… Когда оказываешься перед болезнью, которую современная медицина не в состоянии полностью излечить, понимаешь, что нужно не только оказывать помощь ребёнку в развитии, реабилитации, не менее важно помочь ему и всей его семье научиться жить с этим заболеванием. Более того, вопреки имеющимся трудностям и ограничениям, найти в жизни то, что делает её истинно радостной и светлой…

Эта статья адресована не только родителям детей с особыми потребностями, но и всем нам. Ведь развитие и счастье такого ребёнка - это не только забота его родителей, это дело всего общества. Известный генетик профессор Жером Лежен писал: «Цивилизованность общества определяется его отношением к людям с особыми потребностями, пожилым, немощным».

Цивилизованное общество – это общество, для которого наибольшей ценностью является человек, а поэтому жизнь, счастье каждого, и особенно тех, кто не может сам о себе позаботиться, является общей заботой. Мы все в ответе друг за друга…

Оказавшись перед фактом особых потребностей ребёнка, семья сталкивается с многочисленными трудностями и испытаниями, и, чтобы справиться с ними, она нуждается в поддержке ближайшего окружения, специалистов, общества в целом…

Такую поддержку оказывает Центр психолого – медико – социального сопровождения «Развитие» г.Чебоксары. В этом Центре я работаю педагогом – психологом в группе ранней социализации «Волшебная дверца», которую посещают дети с нормальным развитием в возрасте от 0 до 2-х лет.

 

Основными причинами прихода детей в группу являются:

  1. отсутствие в детских садах групп для детей данного возраста или их переполненность;
  2. потребность в развитии навыков общения между детьми и взрослыми;
  3. адаптация к новым нормам и правилам жизни, подготовка ребёнка к поступлению в ДОУ;
  4. желание родителей получить помощь и консультацию различных специалистов;
  5. наличие каких – либо заболеваний, не позволяющих посещать ДОУ (аллергия, соматическая ослабленность и др.).

 

В группе «Волшебная дверца» в течение года с детьми проводятся следующие занятия:

  • развитие речи и ознакомление с окружающим миром (игры – развлечения, сказки);
  • по сенсорному развитию;
  • физкультурные;
  • музыкальные;
  • арт – терапевтические (лепка, аппликация, рисование).

Данные занятия проводятся в определённых уголках группы (Капелька, Любавушка, Игралочка, Прыг – скок, Пирамидка) с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Вот, например, перед началом занятия в уголке арт- терапии «Любавушка» проводим пальчиковую гимнастику.

 

Последние два года в группу стали включаться дети, требующие к себе особого внимания. Такие включения дают возможность детям с проблемами в развитии наблюдать и имитировать модели поведения детей, развивающихся нормально, а также взаимодействовать с ними. Пользу от инклюзивного образования получают также и дети, развивающиеся типично, а также семьи и педагоги. За эти годы собрались некоторые наработки, советы, рекомендации, которыми я хотела бы поделиться.

 

Итак, как мы проводим занятия, чтобы они были более эффективными:

1. Нужно создать обстановку для игры. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра. И всё, чему мы хотим научить, что хотим развить, надо делать играючи.  Наши малыши  должны быть бодрыми и энергичными, а не уставшими и голодными. Начиная занятия  нужно выключить все источники постороннего шума – магнитофон, телефоны. Это поможет малышу сконцентрироваться на том, что говорит педагог, а шум на заднем плане в таких случаях очень мешает.

2. Во время занятий  необходимо находиться с детьми на одном уровне, чтобы можно было без труда установить с ними зрительный контакт, чтобы  видели глаза педагога, рот, выражение лица, понимали, что он делает, и копировали его действия.

3. Важно, чтобы все задания были заранее продуманы, а соответствующие игрушки лежали рядом. Хождение и поиск игрушек по комнате сразу отвлечёт детей, и эффективность занятия снизится.

4. Для того, чтобы облегчить  детям путь к успеху в овладении знаниями, нужно разбивать задачу на маленькие шаги. Не пытаться обучить их новому виду деятельности за один приём. Дети должны знать, чему конкретно их учат, за что хвалят, и что должно у них получиться.

5. Необходимо терпение, и дети начнут сами выполнять всё, что от них требуется. Сначала под нашим наблюдением, а затем и самостоятельно. Главное, начать с самого лёгкого задания и усложнять его последовательно.

6. Не забывать хвалить и вознаграждать их за успехи и просто так. Что такое вознаграждение? Им могут быть любимые лакомства, ласки и поцелуи, игры в любимую игру или занятия любимым делом. Но самое главное, «награды» должны быть небольшими, выдаваться сразу и оставаться под контролем взрослого.

Предлагаю вам одно из занятий по познавательному развитию для детей от 1,5 до 2-х лет, в основе которого лежит комплексно- игровой метод.

 

Такое занятие решает следующие задачи:

  • активация высшей психической деятельности через развитие зрительного  и слухового внимания;
  • увеличение объёма памяти;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • формирование двигательных навыков;
  • развитие эмоциональности и навыков общения.

 

Занятие «Бабушка – забавушка» (знакомство с домашними животными)

Педагог. Ребята, посмотрите, к нам пришла бабушка (игрушка «би- ба- бо»). Давайте мы с ней поздороваемся. Вы ладошку протяните, она подойдёт, по ладошке погладит.

             Живёт в деревне бабушка,

             Бабушка – забавушка.

             Про своих друзей

             Загадок много знает,

              Ну и нам, конечно,

              Загадает.

А мы попробуем с вами отгадать. Слушайте.

              Вот налью молочка в плошку,

              Позову на завтрак … (кошку).

              Вот она – кошка (появляется мягкая игрушка),

              У бабушки в доме живёт,

              Утром проснётся и песни поёт.

 

Песня «Кошка»

Киска к деткам подошла,

Молочка просила,

«Мяу» говорила.

Мяу… Мяу… Мяу…    (Дети подпевают педагогу.)

Угостили молочком –

Кисонька поела,

Песенку запела:

Мурр… Мурр… Мурр…

Педагог. Киске дали молока, и лакает так она.

 

Артикуляционная гимнастика «Киска лакает молоко»

Педагог. Теперь узнаем, кто ещё живёт в доме с бабушкой.

                        Утром бабушка за ручку

                        В детский сад приводит… (внучку – «би- ба- бо»).

                        И на завтрак бабушка

                        Ей печёт … (оладушки) (делаем все вместе оладушки  из пластилина).

 

Песня с движениями «Ладушки»

Ладушки, ладушки!         (Хлопают в ладоши)

Где были? У бабушки.                        

Испекла нам бабушка    (Пекут пирожки)

Сладкие оладушки

Маслом поливала,           (Водят одной ладонью над другой)

Деткам давала –

Коле два, Оле два,             (Загибают пальцы)

Ване два, Тане два –

Всем дала!

Педагог. А во дворе у бабушки вот кто живёт.

                      Громко лает во дворе,

                      Отдыхает в конуре,

                      Стережёт хозяйский дом

                      И виляет всем хвостом (собака) ( мягкая игрушка).

 

Песня «Бобик»

Вот наш Бобик – славный пёс.

Гав! Гав!                                  (Дети подпевают педагогу)

Белый лобик, чёрный нос.

Гав! Гав! 

Бобик, Бобик, лапку дай.

Сядь на коврик и не лай!

Педагог. Бобик во всём бабушке помогает, всю живность домашнюю охраняет. У бабушки много домашних животных (предъявляются картинки и оговаривается, кто как издаёт звуки). Вот сколько у бабушки друзей!

 

Подводим итог занятия.

 

Литература:

  • Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет.- М.,2008 г.;
  • Эллен Р. Дэниелс и Кей Стэффорд «Включение детей с отклонениями в развитии в обычные детские сады и школы».- г.Вашингтон, в сотрудничестве с Институтом «Открытое общество», 1999 г.
  • источник: http: //www.uaua.info/.
 

© 2012-2016 МБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» города Чебоксары» | © Гуляев Сергей

Наш адрес: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Эльгера, дом 3 | Тел./факс: +7 (8352) 40-06-14, 40-05-72 | На карте

Наш электронный адрес: center.razvitie@mail.ru | Вы также можете написать нам с сайта |