Использование музейной педагогики в работе с дошкольниками.

Сборник методических материалов по итогам реализации проекта «Дети-инвалиды: интеграция в общество средствами арт-и музеетерапии». –Чебоксары, 2010. – С.70-76.

Денисова Н.Н., учитель-логопед первой первой квалификационной категории.

 

«Как редко ребенок бывает таким,

Как нам хочется…»

Януш Корчак.

 

«Незнайка подозрительно посмотрел на старичка:

- Вы, может быть, скажете еще,

Что Вы волшебник и есть?

- Да, я волшебник и есть.

Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе».

 

Очень часто можно услышать от детей то, что взрослые настоящие волшебники. Они это могут сказать про маму, про бабушку, про воспитателей и т.д. Окружающий ребенка мир кажется для них сказкой. И поэтому дети часто просят прочитать им книгу. А как они радуются, когда сами начинают читать.

Когда мы выбираем книгу, то, прежде всего, мы обращаем внимание на название книги. Потом мы перелистываем книгу и читаем предисловие, отрывки из середины и оглавление. Так же и дети относятся с осторожностью ко всему новому. Ведь не зря же дети, поступающие в детский сад, боятся идти туда, не зная, что там внутри.

Когда ребенок попадает впервые в детский коллектив, его внимание вначале привлекает среда, в которую он попадает, отношение педагогов и на то, как его встретят. Детей привлекают интересные игрушки и только потом взаимоотношения со сверстниками.

На базе нашего Центра созданы группы развития для детей, не посещающих детский сад. Групповая комната, которую посещают дети 3-6 лет, представляет собой музейное пространство. Как правило, в музеях дети знакомятся с разными произведениями искусства. Особенностью же нашего креативного музея является то, что дети не только смотрят и знакомятся, но они все пробуют сделать сами и могут потрогать руками, что-то добавить в  интерьер группы. В нашем музее дети все познают через тактильные ощущения, через игру и экспериментальную деятельность. Все это включается в процесс обучения и развития детей. Входя в музей дети с первых шагов попадают в необычную обстановку. Они попадают в космическое пространство. Здесь им открывается звездное небо, стоит ракета, в которой можно через иллюминатор посмотреть созвездия, на пульте управления ребята могут выбрать маршрут, по которому отправится самолет или ракета. Также в космическом пространстве наши маленькие исследователи могут познакомиться с первыми космонавтами, просмотреть альбом про космос, своими руками сделать созвездие и поместить на мониторе.

Затем они попадают в мир замков, где они могут познакомиться с иллюстрациями,  картинами на которых изображена жизнь разных людей и разных эпох. Мальчикам очень интересно узнать о доблестных рыцарях, их подвигах, орудии для сражения. Девочки же могут познакомиться с одеждой принцесс, цариц, их манерами общения, культурой поведения. Также при желании ребята могут нарядиться в те костюмы, которые им больше понравятся, разыграть понравившуюся сценку из прочитанных произведений. Для детей в этом замке собраны различные книги для просмотра и чтения. На стенах висят репродукции картин. Некоторые картины служат не только для оформления интерьера, но еще мы используем их для проведения тестов, например портрет Моны Лизы, картину Андрея Рублева «Троица» для способности опознать выразительность формы. Также используется тест «Замки» и «Коврики» для выявления эстетической выразительности формы.

Дальше дети попадают в обучающую обстановку, где они знакомятся с государством, миром эмоций, миром звуков и предметов.

Также дети знакомятся с миром растений, животных, подводным миром. В нашем музее дети проводят экспериментальную работу, ставят опыты по разным лексическим темам. Опыты проводятся как с песком, водой, льдом, но  также с растениями, воздухом, изучают круговорот воды в природе. Мы с детьми учимся измерять не только линейкой, но и шагами, руками, веревкой и т.д. В большинстве случаев дети сами подсказывают тему для проведения опытов. Например, кто-то из детей рассказывает, как он видел червей на земле и предлагает их всех убить, потому что они вредные. Тогда мы проводим опыт с червями и дети убеждаются что черви рыхлят нашу почву и приносят пользу.

Все это позволяет детям лучше узнавать окружающий мир, помогает усваивать учебную программу. Тематика нашей программы представлена в приложении. Программа рассчитана на 9 месяцев по работе с детьми разного возраста.

Немаловажную роль в нашей работе по музейной педагогике играют межличностные отношения между сверстниками. В группы здоровых детей включены дети с особенностями в развитии. Это дети с двигательными нарушениями, дети с синдромом Дауна, дети с заболеваниями зрения, слуха, сердца, с нарушением интеллекта.

В первый месяц присутствия детей в группе были разногласия между детьми. Здоровые дети не хотели принимать в свой круг детей с ограниченными возможностями. Они смотрели на них искоса и не хотели играть с ними.

Но для того, чтобы избежать таких ситуаций на психологическом клубе «Уникальный ребенок» родители знакомились и обучались упражнениям и техникам, направленными на безусловное принятие ребенка, на ценность человеческого общения. Дома тоже рассказывалось о том, что бывают разные дети, важно помогать принимать ребенка с особенностями в развитии.

Педагоги проводили беседы, игры, показывали своим примером, как нуждаются такие дети в нашей поддержке.

Проводя такие упражнения, (ненавязчивые просьбы в помощи таким детям) мы добились того, что здоровые дети стали с пониманием относиться к своим сверстникам с ограниченными возможностями. Дети стали рассказывать своим родителям, как они помогли кому-то из детей. Родители стали очень дружными и даже стали приглашать к себе в гости. В группах мы проводим дни именинника, где каждый ребенок высказывает свое пожелание, и обязательно своими руками готовим подарок.

Педагог дошкольного учреждения, вправе решать какая из программ окажется более эффективной для детей его группы. Важно, чтобы педагог осознал, чем и когда он хочет заниматься с детьми, выбирал методы и приемы, наиболее полно учитывающие особенности детей, а не механически копировал предложенные рекомендации.

Программа – ориентир творческой деятельности педагога, определяющий содержание образовательного процесса в ДОУ. Качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педагогов, осознанного выбора и компетентной реализации образовательных программ.

 

Наша программа направлена, прежде всего:

  • на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
  • воспитание уважения к правам человека;
  • воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
  • подготовку ребенка к сознательной жизни, в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами.

 

В своей работе мы пытаемся подбирать материал таким образом, чтобы все дети могли развиваться в своем темпе. То есть программный материал соответствует возрастным нормам.

В своей работе со старшими дошкольниками,  мной была разработана программа по музейной педагогике. Одним из разделов этой программы является обучение грамоте. На занятиях по обучению грамоте мы с ребятами изучаем не только звуки и буквы, но мы так же проводим экспериментальные работы по узнаванию буквы на ощупь. Материал мы тоже готовим с детками вместе. Ищем букву в окружающих предметах, словах, т.е ребенок весь материал пропускает через себя, что очень помогает ему в усвоении материала. Эти виды занятий приурочены к лексическим темам основных занятий по ознакомлению с окружающим миром.

На занятиях активно  используются методы поисковой деятельности, например, «На что похожа буква?» Экспериментальный метод, практический метод. На каждом занятии дается характеристика звука, развитие мелкой моторики, развитие фонематического слуха, развитие памяти, заучивание стихотворений об изучаемом звуке, развитие графических навыков. Обучаясь по этой программе даже дети с особыми потребностями могут легко и с интересом обучаться, т.к задания подготавливаются таким образом, что здоровые дети выполнив свою работу, помогают детям с особыми потребностями. За столами здоровых детей мы сажаем рядом с ребенком- инвалидом. Дети с ОВЗ не чувствуют себя ущемленными и чувствуют себя «на равных». Здоровые дети получают задания сложнее. Дети с ограниченными возможностями не чувствуют себя ущемленными, так как они ощущают постоянную поддержку своих товарищей. И мы уверенны, что дети, обучающиеся по нашей программе, никогда не будут задавать взрослым вопрос «Почему учиться трудно?»

Как показывают наблюдения, большая часть школьных трудностей тесно связана с особенностями раннего развития ребенка и состоянием его здоровья. Многие родители этого не знают. На вопрос: «Расскажите, пожалуйста, как рос и развивался ваш ребенок» - ответ односложный: «Нормально». Родители наших детей всегда включены в педагогический процесс. В некоторых случаях являются участниками занятий.

В заключении хочется отметить, что мы добились хороших результатов благодаря во-первых, совместной деятельности всех специалистов Центра – психологов, психотерапевта, музыкального работника,  во-вторых, усердию самих детей и их родителей. Родители оказывали нам большую помощь, выполняя все рекомендации педагогов, и домашние задания. Если в начале обучения не все дети в полной мере справлялись с заданиями, то в конце года  дети успешно выполняли задания, каждый в своем темпе. Свидетельство тому фото работ некоторых детей.

 

Например, рабочая тетрадь Алины М. 4 года

Алина пришла к нам с диагнозом: ДЦП. В первое время Алина вела себя очень скованно. У нее плохо развита мелкая моторика, общая моторика и когда она, видя, что ее сверстники бегают и быстро справляются с заданиями, она закрывалась и не хотела выполнять задания. Алину посадили рядом со здоровой девочкой, Олей, которая все время спрашивала у Алины чем ей помочь, показывала как нужно выполнять задания. Педагог заранее готовил в рабочей тетради сначала крупные рисунки с контурами, которые Алина просто обводила, но перед этим Оля помогала ей то же самое обвести но в объемной  форме, объясняла как нужно держать руку. На первых порах мы обводили вместе. Педагог водил ее рукой в тетради, а потом потихоньку все дети стали ей помогать. Рисовали на доске. И в результате Алина сама стала обводить контуры, некоторые задания выполняла сама.

На физкультминутках мы выбирали движения, которые несложно было выполнять Алине, потом выбирались движения в паре. В конце года Алина выполняла упражнения самостоятельно. Изменилось и эмоциональное состояние девочки. Она стала чаще улыбаться, у нее появились друзья: Оля и Даниил. На занятия Алина шла с радостью.

 

Аня Ч. Синдром Дауна. 6 лет

Аня к нам пришла весной. Девочка очень гиперактивная. Первое время она вообще не подпускала к себе никого. Даже когда дети хотели с ней познакомиться, она уходила в сторону. Через некоторое время Анечка стала ближе к педагогу, стала брать пособия, общаться, играть вместе. Но это продолжалось короткое время.

Уже после нескольких заданий Анечка стала сидеть за столом в течении 10 минут и выполнять задания, которые просила выполнить логопед. Она выполняла рисунки по трафарету, закрашивала их в тот цвет, которые ей говорили. Очень хорошо стала играть в сюжетные игры «Магазин», «Кафе».

 

Игнат Т. Ребенок с нарушением слуха.

Игнат к нам пришел в середине года. Дети его с радостью приняли в группу. Игнат очень общительный ребенок. Он сразу вошел в контакт со сверстниками.  Всем детям было объяснено, что у Игната за спиной батарея, с помощью которой он их слышит. Игнат не стеснялся своего дефекта. Очень внимательный, старательный. Если он что-то не понял или плохо расслышал, то всегда переспрашивал. Дети ему с радостью всегда все объясняли. За полгода Игнат очень хорошо влился в группу. Его дефект никто не замечал, а наоборот дети всегда говорили, глядя ему в глаза, и убеждались, что Игнат их слышит хорошо.

 

Ренат Ш. ОНР на фоне интеллектуальных нарушений. Дизграфия.

Ренат в начале года попал на консультацию с большим количеством ошибок, с нарушением звукопроизношения.

Работа велась вначале над постановкой звуков, их дифференциацией и автоматизацией. За год Ренату удалось поставить все свистящие звуки, Ш, Ж. Но чистого звука Щ и Ч мы не смогли добиться. Он их не различал и на слух.

За прошедший год Ренат на письме перестал путать свистящие звуки, правильно стал употреблять звуки Ш и Ж, все поставленные звуки хорошо дифференцировал.

Работу завершили на постановке звука Щ. В школе отметки стали лучше, стал меньше допускать ошибок.

 

Литература

  • Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. Москва. Аргументы и факты, 1993.
  • Анищенкова Е.С. Учимся говорить правильно за 20 минут в день. – М.: АСТ, 2009
  • Российский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А. Зязева Л.К, Прокофьева С.А. – СПб: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2001
  • Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология». Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. М.: ГНОМ, 2001
 

© 2012-2016 МБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» города Чебоксары» | © Гуляев Сергей

Наш адрес: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Эльгера, дом 3 | Тел./факс: +7 (8352) 40-06-14, 40-05-72 | На карте

Наш электронный адрес: center.razvitie@mail.ru | Вы также можете написать нам с сайта |