Особенности работы педагога в инклюзивной группе.

Сборник методических материалов по итогам реализации проекта «Дети-инвалиды: интеграция в общество средствами арт-и музеетерапии». – Чебоксары, 2010. – С.56-69.

Краснова О.Г., педагог-психолог высшей квалификационной категории.

 

По данным всемирной организации здравоохранения ежегодно 3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России за последнее десятилетие число детской инвалидности увеличилась в два раза.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении в его связи с миром. В ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Это проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.

В семидесятые годы XX столетия за рубежом активно начали говорить об инклюзивном образовании или включенном образовании – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательной школе. В основу инклюзивного образования положена идеология которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечит равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей имеющих особые образовательные потребности. Первые инклюзивные образовательные учреждения в нашей стране появились в девяностых годах. В последние годы все больше внимание обращается  на необходимость инклюзии с самого раннего возраста.

«Детство одно, единственное для каждого человека. Оно может быть счастливым или несчастным, беззаботным или отягощено проблемами, легким или тяжелым. Факторы, определяющие качество детства, очень многообразны. Каким оно будет – зависит, прежде всего, от семьи, от социальных норм и правил, господствующих в обществе, от стереотипов и предрассудков, от ожиданий и возможностях взрослых. И детство детей с нарушениями сложнее, чем у детей без нарушений.» - Д. Левтерова.

Но каким бы ни был ребенок он всегда нуждается в любви, понимании, принятии таким какой он есть со стороны взрослых и общении со своими сверстниками. Мы считаем, что чем раньше ребенок с особыми возможностями здоровья войдет в социум, в коллектив сверстников, тем лучше.

«Дефективные психологические структуры ребенка имеют не биологическую, а социальную природу. Только от нас зависит, будет ли глухой, слепой или умственно отсталый ребенок обладать дефективной психикой». Л.С. Выготский. Ребенок поставленный лицом к лицу только с родителями и врачами, у которых одна доминанта – его болезнь. Постепенно изолируется от общества. И уж тут ни о каком воспитании и тем более развитии речи быть не может.

Учитывая все это ученные и общественность пришли к выводу, что у здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть возможность равноправной совместной деятельности. Только в этом случае дети с особыми потребностями смогут гармонично развиваться и в последствии стать полноценными гражданами общества.

В ЦПМСС «Развитие» созданы группы развития для детей от  рождения до семи лет, вне зависимости от состояния психического и физического здоровья. В группу вместе со здоровыми детьми включены дети с особыми потребностями здоровья. Занятия дети раннего  возраста посещают совместно с родителями два раза в неделю на два часа в удобное время. С малышами и их родителями работают педагог, психолог, музыкальный руководитель, а при необходимости логопед и психотерапевт.

Мы считаем, что один из основных участников успешной инклюзии – педагог работающий с группой детей и родителей. Именно от педагога в первую очередь зависит, как примут ребенка  с ограниченными возможностями остальные участники педагогического процесса. Поэтому его работа имеет несколько направлений:

  • установление контакта с ребенком  с ОВЗ;
  • работа с родителями ребенка с ОВЗ;
  • работа с здоровыми детьми и их родителями.

 

Основной принцип сотрудников центра: принятие каждого ребенка, как индивидуальность, личность со сложившимися особенностями, уважение к личности ребенка и его потребностям. Вся работа строится исходя из запросов родителей и интересов ребенка, учитывая его ведущий вид деятельности. Используются разные виды занятий: групповые, подгуппой, индивидуальные и в диадах родитель-ребенок.

При организации занятий учитывается коррекционно - терапевтическая направленность, творчество детей, побуждение собственной активности детей. Преследуется цель: переживание успешности каждым ребенком, накопление положительного опыта межличностного общения, создание условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, адаптацию в среде обычных сверстников.

 

Работа педагога строится в несколько этапов:

  • 1 этап – диагностический срез. Цель: выяснить отношение здоровых детей и их родителей к детям с ограниченными возможностями.
  • 2 этап – групповые занятия с родителями и детьми. Цель: создание благоприятной, доброжелательной атмосферы в группе.
  • 3 этап – повторный диагностический срез. Цель выяснить изменение отношения к детям с ограниченными возможностями в конце учебного года.
  • 4 этап – праздник, завершение учебного года. Цель: дать понять малышам и их родителям, что у нас ценятся не столько знания детей, сколько их качества души и умение поддерживать со всеми дружеские отношения.

При организации работы групп большое значение уделяется организации предметной среды, игровым комплексам, оснащению. В центре работает сенсорный кабинет, в котором дети и родители занимаются небольшими подгруппами в сопровождении психолога. Для работы в группе каждым педагогом был разработан цикл мероприятий, который состоит из специально организованных совместных занятий для здоровых детей и детей – инвалидов и их родителей. Совместные занятия состоят из хороводных, телесно-ориентированных игр, творческих заданий, творческих заданий, театрализованной деятельности, каждое занятие сопровождается детскими песенками, слушанием классической музыки для детей. Также нами разработан комплекс занятий, направленных на социально-эмоциональное развитие детей и родителей. Особенность этих занятий – учёт индивидуальности каждого ребёнка и акцент на детей с ограниченными возможностями здоровья.(Приложение № 2).  Большое внимание уделяется работе с родителями. Проводятся консультации, обсуждения, семинары - тренинги.

Родители детей с ОВЗ – особая группа, они часто находятся в состоянии хронического стрессового напряжения. Быть родителями  - трудная задача даже когда ребенок здоров, весел и доволен жизнью. Воспитывать ребенка с проблемами развития ставит перед родителями особые трудности. Жизнь многих таких семей кардинально меняется. Становится разделенной событием рождения больного ребенка на два совершенно разных периода: на жизнь «раньше» и жизнь «теперь». «Раньше» было как у всех, а «теперь». – ни на что не похожая, особая, тяжелая ситуация горя и несчастья для всех членов семьи.

Родителям кажется, что они единственные кого постигло такое горе и никто не может их понять. Они могут чувствовать себя совершенно покинутыми и растерянными. С поступлением их ребенка в группу здоровых детей их повседневная жизнь начинает более приближаться к тому, как живут другие семьи, а не становится наоборот, все более и более другой. Педагог дает понять родителям детей с ОВЗ, что их понимают, что им рады в этой группе. Родители заводят себе друзей среди других родителей, и у них появляется круг поддержки. Они участвуют в жизни группы. (Приложение № 1).Являясь частью команды» единомышленников, родители получают необходимую поддержку и знают, что они не одиноки; это помогает им справляться ежедневными заботами о ребенке и удовлетворять его нужды.

Работа с родителями здоровых детей сводится к тому, чтобы помочь им принять ребенка с ОВЗ таким какой он есть и относится к нему как к человеку с такими же правами как и их дети. Из опыта работы в инклюзивных группах мы можем отмечать, что у каждого из родителей здоровых детей сформирован определенный взгляд на инклюзию и он не всегда положительный. Исходя из результатов диагностического среза проводимого в начале года можно отметить, что находятся родители, которые категорически против того чтоб в одну группу с их детьми ходили дети с ограниченными возможностями здоровья. Чаще всего они выступают против общения своих детей с  умственно отсталыми детьми. Есть родители которые при приходе в группу ребенка с ОВЗ перестают посещать нашу группу или демонстративно отгораживают своего ребенка от общения с ним. По итогам анкетирования можно отметить, что в начале учебного года ответы родителей на вопрос: «Как вы относитесь к тому, что в одну группу с вашим ребенком ходит ребенок-инвалид?», ответы сухие и односложные: «Да, мы не против». Здесь важна работа педагога, если грамотно строить отношения, то можно минимизировать существующие проблемы. Труднее всего поменять стереотипы. И не смотря на трудности в конце года мы смогли отметить изменения во взглядах на интеграцию. Ответы родителей стали красочными, эмоциональными. Они приводят много доводов за инклюзивное образование в таких группах как наша.

Меньше всего вопросы инклюзии интересуют самих детей. Они каждого ребенка изначально принимают со всеми его достоинствами и недостатками. Из наблюдений за взаимодействием здоровых детей и детей с особыми потребностями можно отметить, что  в начале учебного года дети не замечают, что ребенок – инвалид какой–то особенный и чем-то от них отличается. Они могут отнять  у них игрушку, толкнуть и т.д. Через полтора – два месяца начинают сторонится детей с ОВЗ, где больше сказывается скорей всего то, что обычных детей родители часто одергивают, делают замечания, за то что они случайно задели, толкнули ребенка-инвалида. В середине учебного года атмосфера сглаживается, здоровые дети и дети с особыми потребностями прекрасно взаимодействуют на занятиях, играют рядом. Дети часто уступают малышам с ОВЗ игрушки, пропускают, если что-то уронил помогают поднять. К концу учебного года все дети чувствуют себя членами сплоченного коллектива. А когда рассказывают о ком-то из своей группы непременно добавляю т слова: «А наш Миша… Наша Наденька…».

 

Таким образом, мы считаем, что первый опыт инклюзии с самого раннего возрастав нашем центре прошел успешно.

 

Список литературы:

1. Бруни М. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна. – М., 2005.

2. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов. СПб. «Детство – пресс», 2004.

3. Жиянова П.Л. Семейно – центрированная модель помощи детям с синдромом Дауна. – М., 2006.

4. Князева О.Л. Я, ты, мы: Социал. – эмоцион. развитие детей от 3 до 6 лет: Учеб. – метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Просвещение. 2005. – 93 с.

5. Е.В.Ларечина. Развитие эмоциональных отношений материи ребенка. Методическое пособие. СПб. Речь, 2004 – 160 с.

6. Хансен К.А., Кауфман Р.К., Уоми К.Б. Организация программы, ориентированной на ребенка: Программа «Сообщество». – М., 1999.

7. Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь. Е.В.Бурмистрова // Вестник практической психологии образования №1(18) 2009г.

8. Специфика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития. М.А.Жиронкина // Вестник практической психологии образования №3 (16) 2008г.

9. Другое детство. Сборник научных статей. – М.: МГППУ, 2009. – 343 с.

10. Другое детство. Сборник тезисов участников Второй Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. – М.: МГППУ, 2009. – 254 с.

 

Приложение №1

Тематический план работы с родителями, детей с ограниченными возможностями здоровья.

месяц

мероприятие

место проведения

сентябрь

1. Презентация группы «Солнышко»

2. Тренинг знакомства

Цель: познакомить родителей с Центром, его принципами, правилами и программой развития детей от двух до трех лет.

Родительский клуб «Уникальный ребёнок»

Центр «Развитие»

октябрь

 Семинар «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среде сверстников.

Цель: знакомство родителей с работой Центра «Развития» с детьми с особыми потребностями.

Группа «Солнышко»

ноябрь

1. Семинар практикум «Возрастные нормы развития».

2. Тренинг «Детские капризы и упрямство»

Цель: повышение психолого – педагогической грамотности родителей.

Родительский клуб «Уникальный ребёнок»

Центр «Развития»

декабрь

1. Информационные листы для родителей «Мой ребенок не такой как все…?»

Цель: освещение наиболее часто задаваемых вопросов в письменной форме.

2.Музыкальное развлечение «Новогодняя елка»

Цель: «выход в свет», создание праздничного настроения у всех детей и родителей группы.

 Уголок для родителей

Группа «Солнышко»

 

Музыкальный зал

Центр «Развитие»

январь

Семинар – практикум «Детско – родительские отношения»

Цель: повышение социально – психологической грамотности  родителей.

Родительский клуб «Уникальный ребёнок»

Группа «Солнышко»

февраль

1. Тренинг личностного роста.

Цель: развитие чувства собственной ценности.

2. Семинар – практикум «Домашняя мастерская»

Цель: развитие внутрисемейного сотрудничества.

Родительский клуб  «Уникальный ребёнок», Группа «Солнышко»

март

Семинар – тренинг «Социально – эмоциональное развитие детей с особыми потребностями»

Цель: ознакомить родителей с особенностями социально – эмоционального развития детей.

Родительский клуб «Уникальный ребёнок»

Группа «Солнышко»

апрель

Круглый стол «Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии и их семьям»

Цель: обмен опытом, мнениями. Знакомство с учреждениями оказывающими помощь семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Родительский клуб «Уникальный ребёнок»

Центр «Развития»

май

1. Информационные листы «Что должен знать и уметь ребенок в три года»

Цель: повышение психолого – педагогической грамотности у родителей.

2.Семинар – тренинг «Расти счастливым малыш!»

Цель: обсуждение вопросов комплексного подхода к воспитанию детей с ограниченными возможностями родителей.

Уголок для родителей

Группа «Солнышко»

 

Родительский клуб «Уникальный ребёнок», Группа «Солнышко»

июнь

1. Круглый стол «В добрый путь!»

Цель: обсуждение дальнейших перспектив для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.Музыкальный праздник «Здравствуй лето!»

Цель: помочь детям и родителям весело завершить этот этап жизни. Вручение грамот, подарков.

Родительский клуб «Уникальный ребёнок»

Группа «Солнышко»

 

Музыкальный зал Центр «Развитие»

 

Приложение № 2

Занятия, направленные на социально-эмоциональное развитие детей и родителей.


I. «Осень»

Цель: учить детей взаимодействовать в паре, помочь определится с выбором пары, воспитывать умение чувствовать ребенка, который с ним в паре, подстраиваться под его темп. Создать хорошее настроение.

Материал: листы мятой бумаги по количеству детей.

 

1. (дети в соответствии с текстом показывают)

Здравствуйте глазки, вы проснулись?

Здравствуйте ушки, вы проснулись?

Здравствуйте ножки, вы проснулись?

Здравствуйте ножки, вы проснулись?

Глазки смотрят,

Ушки слушают,

Ручки хлопают,

Ножки топают,

Мы проснулись!

 

2. А теперь мы отправляемся гулять в осенний лес. (идут по группе парами по желанию детей)

Миша шел, шел, шел  ягодку нашел

Миша сел, ягодку съел и дальше пошел

(называет все имена детей, участвующих на занятии)

 

3. (Сидят на корточках, затем бегут по группе парами)

Мы листочки, мы листочки

Мы осенние листочки

Мы на веточках сидим

Ветер дунет, полетим!

 

4. (Педагог раздает детям бумагу. Дети мнут и шуршат ею).

Шуршат осенние кусты, шуршат на дереве листы

Шуршит камыш и дождь шуршит

И мышь, шурша, в нору спешит.

 

II. «Большая стройка»

Цель: учить детей взаимодействовать в ходе игры, в ходе обыгрывания брать на себя роль в соответствии с возможностями, упражнять в умении ставить кубики ровно друг на друга, воспитывать интерес к совместной деятельности.

Материал: пластмассовый и деревянный строительный материал, лего большого и маленького размера, различный транспорт и ирушки для обыгрывания.

 

Приемы:

1. Пальчиковая игра6

Тук, тук, тук, тук                        (стучат кулачками друг об дружку)

Раздается звонкий стук             

Мы построим дом, дом              (делают руками крышу над головой)

Чтобы жили в нем, в нем

Маша, Даша, Петя                     (сгибают пальчики)

 (перечисляет по именам всех детей участвующих в строительной игре)

 

2. Что нам стоит дом построить?

Педагог предлагает детям выбрать строительный материал для стройки и построить все вместе оригинальный дом, где живет дружба. Дети строят дом родители и педагог психолог при необходимости подсказывают.

 

3. Обыгрывание. Каждый рассказывает и показывает, что он построил.

 

III. «Мой день»

Цель: воспитывать терпимость, внимательное отношение к детям, которые не успевают. Учит быть нежным и ласковым. Помочь сплотится детскому коллективу и коллективу родителей. Создать хорошее настроение.

 

Приемы:

1. Встало солнце по утру

Разбудило детвору

Вышли детки погулять

Стали прыгать и скакать

И Маша здесь

И мама Света здесь…

(дети и родители идут за педагогом и повторяют за ней движения)

 

2. ( садятся на стульчики в большой круг. Педагог дает задание, а родители и дети выполняют)

Все у кого длинные волосы, попрыгайте

Все кто мальчик присядьте

Все кто одет в красное помашите рукой…

 

3. Игра «Еле – еле закружились карусели»

 

4. (ребенок ложится, кладет голову к маме на колени, закрывает глазки, а остальные гладят ее)

Баю, баю, баю

Танечку качаю

Танечка устала

Целый день играла.

 

IV. «Платочная сказка»

Цель: воспитывать усидчивость, создать эмоционально – благоприятную атмосферу в группе, заинтересовать детей сюжетом и игрой персонажей, помочь почувствовать единым коллективом.

Материал:  платочки по количеству детей

Приемы:

 

1. Тили дон, тили дон

К нам приходит сказка в дом

Облачко поднимется

Сказка для вас начинается

(педагог раздает родителям платочки, и просит повторять за ней действия)

Жила – была в одном царстве государстве мама зайчиха (делают из платочка зайца). И были у нее любимые детки: сыночек, да доченька. Пошли они однажды гулять и потерялись. Мама долго их искала, плакала и наконец малыши нашлись. Мама радуется, обнимает и целует малышей…

 

2. Дарят детям готовые игрушки, дети обыгрывают.

 

V. «Волшебная поездка»

Цель: учить детей видеть индивидуальность каждого ребенка, каждый чем-то интересен, оригинален. Продолжать учить взаимодействовать со своими сверстниками, подстраиваться под детей, которые оказались соседями с ним.

Приемы:

 

1. Потягушечки, порастушечки

Поперек толстушечки

А ручки – хватушечки

А ножки – ходушечки.

( родители гладят своих детей)

 

2. (Дети и педагог идут по залу держась за ручки, на каждой остановке чья либо мама рассказывает про своего малыша).

Паравоз, паравоз

Маленький блестящий

Он вагоны повез, будто настоящий

Кто едет в поезде

Маша и Ариша… (называет всех детей участвующих на занятии)

 

3. Подвижная игра «Самолет»

 

4. Скок, скок

Я лошадка серый бок

Я по улицам скачу

Всех ребяток прокачу

(педагог и дети держатся за обруч и двигаются по группе, продолжая останавливаться на остановка и слушать рассказы мам)

 

5 (мамы и дети собираются на коврике. Дети садятся на колени к мамам. По ходу текста раскачиваются. А затем «роняют» своих детей)

Едем,едем к бабе, к деду

На площадке в красной шапке

По кочкам, по кочкам

П кривой дорожке

По ухабам, по ухабам

И в ямку, бух!

Из ямки выбираемся и дальше отправляемся.

 

VI. «Мамин цветочек»

Цель: учить детей видеть особенности детей – инвалиов, вызывать желание помогать им.

Приемы:

 

1. (Мамы гладят своих малышей)

Это кто у нас проснулся,

Кто так сладко потянулся?

Потягушечки, порастушечки

От носочков до макушечки

 

2. Мамочку свою, нежно я люблю

Пойду на лужочек, сорву я цветочек

(Все садятся за стол, каждая мама и малыш  делают аппликацию цветочек, затем ее приклеивают в общую «вазу», разукрашивают все вместе вазу).

 

3. Рассматривают, хвалят детей.

 

VII. «День рождения»

(занятие проходит в день рождения ребенка с ограниченными возможностями)

Цель: вызывать желание больше узнавать о сверстниках с которыми посещают одну группу, учить быть добрыми, внимательными друг к другу, вызывать желание дарить подарки имениннику.

Приемы:

 

1. Беседа на тему «Что за праздник день рожденья?»

 

2. А сегодня день рождения Кати, что бы вы хотели ей сказать, что пожелать.

Дети и родители поздравляют именинницу. Дарят заранее подготовленные подарки, сделанные своими руками.

 

3. «Каравай»

 

4. Чаепитие.

 

VIII. «Плохо быть одному»

Цель: формировать у детей первые представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга.

Приемы:

 

1. (совместное пение песенки)

Девочки все белочки

Мальчики все зайчики

Прыгают и скачут

Упадут не плачут

За окошком не сиди

К нам скорее выходи

К нам дружок иди скорей

Вместе будет веселей.

 

2. Беседа на тему: «Кто такой лучший друг».

 

3. Рассматривание картинок :эмоции. Педагог предлагает детям составить «портрет» друга.

 

© 2012-2016 МБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» города Чебоксары» | © Гуляев Сергей

Наш адрес: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Эльгера, дом 3 | Тел./факс: +7 (8352) 40-06-14, 40-05-72 | На карте

Наш электронный адрес: center.razvitie@mail.ru | Вы также можете написать нам с сайта |